Инструменты экономического и политического влияния России на международной арене, страница 4

Для реализации поставленных задач необходима государственная поддержка предприятий и решение вопросов на федеральном уровне в виде субсидий, различных компенсаций, снижения ставок кредитования и т.д., которая оказывается судостроительным заводам во многих странах (Китай, США, Ю. Корея). Эти меры предусмотрены новым законопроектом «О государственной поддержке судостроительной промышленности Российской Федерации», который достаточно долгое время находится на рассмотрении в Госдуме РФ и до сих пор не принят.

Не менее сложная ситуация и по участию в реализации заказов по проектам  в разработке Сахалинского шельфа. В соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции», российское участие должно быть не менее 70%, но фактически этот показатель значительно ниже. Иностранные компании-операторы оправдывают создавшееся положение несоответствием продукции, производимой российскими предприятиями, требованиям международных стандартов. На основании этого используются различные методы по исключению российских производителей из числа претендентов на участие в конкурсных торгах, при этом лоббируются только иностранные компании. В свою очередь неконкурентоспособность российских предприятий связана с отсутствием средств на проведение технического переоснащения производства, с последующей сертификацией выпускаемой продукции на требования международных стандартов.

Для решения вопроса по увеличению доли российского участия в Сахалинских проектах необходимо:

·     Повышение эффективности работы государственных органов власти по контролю за исполнением ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»

·     Внесение законодательной нормы в закон, что оператор проекта может выбрать зарубежного подрядчика только в том случае, если его оборудование не имеет аналогов в России

·     Помощь государственных структур, включая финансовую и законодательную, предприятиям, участвующим в реализации проектов

·     Привлечение российских проектных организаций к разработке концептуального проектирования, с соблюдением российских стандартов, что дает перспективу в участии российских подрядчиков

·     Лоббирование интересов предприятий дальневосточного региона через наблюдательные советы. Это позволит, используя отечественные технологии и квалифицированный персонал, обеспечить выпуск продукции, загрузив мощности предприятий 

Работа ОАО «АСЗ» по исключению негативных последствий конкуренции включает в себя следующие мероприятия:

-  Анализ конъюнктуры рынка, динамики ее изменения и перспектив развития;

-  Освоение новых сегментов рынка судостроительной, машиностроительной и нефтегазодобывающей продукции;

-  Активная работа с отечественными и зарубежными потенциальными заказчиками (проработка проектов заказов на строительство гражданских судов – танкеров, буксиров, сухогрузов);

-  Разработка продукции, соответствующей современным требованиям общества (соответствующей экологическим стандартам, необходимому уровню оснащенности);

-  Разработка мер по повышению конкурентоспособности продукции, в том числе за счет повышения качества продукции, оптимизации издержек производства, выявления и использования внутренних резервов завода, сокращения сроков производства, выявления и использования внутренних резервов завода, сокращения сроков строительства, автоматизации производства;

-  Налаживание системы обмена информацией и опытом с предприятиями судостроительной отрасли, развитие отношений с надежными, хорошо зарекомендовавшими себя поставщиками;

-  Изучение и сравнительный анализ сильных и слабых сторон ОАО «АСЗ» и конкурентов.