Разработка стратегии повышения конкурентоспособности ОАО «Амурская ЭРА», страница 4

Для тогo, чтобы дoбитьcя целенаправленного использования имеющегoся потенциaла (рecypcов) в рамках зaданной продуктовой пpoгpaммы и c yчетом различных сбытовых, производственных н снабженчecких огpaничeний в качecтве цeлевых критeриев peзультaтa в зависимости от конкретной ситyации принятия решения, следует рассчитывать показатели сумм покрытия.

Среди всей номенклатуры производимой продукции были выделены четыре наименования, дающие в совокупности порядка 50% совокупной выручки за год – это судовой светильник СС-328Е 1,4М, грелка судовая электрическая ГСЭ – 1,2; грелка судовая электрическая ГСЭ – 0,6; электроразветвитель ЭРУ  пр.1338К (в дальнейшем: товар А, Б, В и  Г соответственно) (Исходные данные – таблица 8-12).

На основании исходных данных в качестве базового периода рассматривается 10-й период деятельности предприятия (2005 год). Для анализа хозяйственной деятельности были рассчитаны следующие показатели: величина фонда рабочего времени в общем и по видам товаров; переменные расходы в общем и по видам товаров; общая сумма постоянных расходов; выручка в общем и по видам товаров; абсолютную и удельную сумму покрытия по видам товаров; величину прибыли за отчетный период.

Все переменные затраты были распределены по товарам (таблица 13)

Исходя из данных о результатах работы предприятия  за 2005 год были определены показатели эффективности его деятельности (таблица 14):

По результатам расчетов выбираем товары, которые входят в производственную программу предприятия. Критерием принятия решения о включении товара в программу производства является положительная удельная сумма покрытия. Данными товарами являются товары А, В и Г.

При  помощи трендовой модели и на основании данных об объеме продаж и динамике цен за 10 предыдущих периодов, прогнозируем объем продаж  и уровень цен на следующий период (рис.5-10).

На основании исходных данных о нормах времени, затрачиваемого на изготовление того или иного вида продукции из определенного материала, учитывая показатели объема продаж в отчетном периоде, был рассчитан общий фонд рабочего времени.

Далее был рассчитан объем часов для производства каждого вида товара в объеме, полученном в результате прогноза и сумма высвободившихся часов после отказа от производства товаров. Объем высвободившихся часов был распределен по товарам пропорционально доле каждого в объеме продаж и определено количество товаров А, Б и В, которое можно произвести за дополнительное время.

На основании полученных данных о прогнозе цен и объемов реализации был составлен бюджет продаж на 2006 год, а на основании последнего и вышеприведенных бюджетов – бюджет прибылей и убытков (табл. 15).

На основании анализа бюджет прибылей и убытков с помощью факторного анализа и способа цепных подстановок. были произведены расчеты по вычислению коэффициента валовой маржи с последующим изменением значений факторов в базовом периоде на значения в планируемом периоде.

В результате было заключено:

Изменение сумм покрытия товаров привело к увеличению коэффициента валовой маржи на  10,55 %.

Изменение выручки от реализации товаров привело к увеличению коэффициента валовой маржи на  9,94 %.

Рентабельность продаж в планируемом периоде составит:

R продаж = (354054,01 / 4477986,47 )*100 % = 7,91 %.

Это означает, что на рубль реализованной продукции приходится 7,91 копейки  прибыли от реализации продукции.

Таким образом, можно сделать вывод, что наибольшее влияние на изменение значения коэффициента валовой маржи в планируемом периоде по сравнению с базовым в данном случае имеет изменение структуры производственной программы и последующие действия по распределению ограниченных ресурсов, проведенные в порядке составления оперативного бюджета предприятия.