Физиология человека Утверждено в качестве учебного пособия

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Министерство образования Российской Федерации

Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет

Институт дистанционного обучения

Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета

А. В.  Сивова

ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Утверждено в качестве учебного пособия

Ученым советом Комсомольский-на-Амуре государственного

 технического университета

Комсомольск-на-Амуре 2003

УДК 612

ББК 28.903

С

Сивова А.В.

Физиология человека: Учеб. пособие. – Комсомольск-на-Амуре.

Комсомольский-на-Амуре гос. техн. ун-т, 2003. –

Предлагаемое учебное пособие подготовлено с целью облегчения усвоения программы дисциплины. Последовательность изложения тем отражает логику восприятия нового материала.

В пособие представлены все основные разделы физиологии человека. Для удобства почти каждая глава состоит из нескольких тем. Пособие написано в доступной форме. Тексты снабжены рисунками и таблицами, способствующие легкому усвоению материала.

Предназначено для студентов заочной формы обучения с использованием дистанционных технологий.

ББК 28.903

©   Комсомольский-на-Амуре государственный техничесий университет, 2003

©  Институт дистанционного обучения

Комсомольского-на-Амуре государственного

Технического университета, 2003

Оглавление
ОГЛАВЛЕНИЕ ……………………………………………………………………………….3

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………4

1. ОРГАНИЗМ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ…………..5

2. ОРГАНИЗМ КАК ЦЕЛОЕ ЕДИНСТВО ………………………………………………..5

2.1. СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО ………………………………………..……..7

             2.2. РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ В ОРГАНИЗМЕ …………………………………………...8

3. РАЗВИТИЕ И РОСТ ………………………………………………………………..……20

3.1. СООТНОШЕНИЕ ПРОЦЕССОВ РОСТА И РАЗВИТИЯ ……………………..……20

             3.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ……………………………………....21

             3.3. РОСТ И ПРОПОРЦИИ ТЕЛА. ПОНЯТИЕ О «СКАЧКЕ РОСТА»…………………22

3.4. ТЕМПЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ………………………………………………..24

             3.5. БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ……………………………………………………….25

             3.6. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ……………………………………………………26

4. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ ……………………………………………………………..………..28

4.1. Процессы анаболизма и катаболизма……………………………………28

             4.2. Энергетический эквивалент пищи…………………………..……………29

             4.3. МЕХАНИЗМ ОбменА веществ …………………………………………………..30

   4.4. Источники и функции основных витаминов…………………....…..34

4.5. ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПИЩЕВЫХ РАЦИОНОВ……………..…………...35

5. ОРГАНЫ ЧУВСТВ ………………………………………………………………………35

             5.1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ АНАЛИЗАТОРАХ……………………………….35

5.2. ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР ………………………………………….………….37

   5.3. ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И АККОМОДАЦИЯ ………………………………….39

    5.4. АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ ……………………………………………..…………… 40

              5.5. ПРОВОДЯЩИЙ ПУТЬ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА  ………………..…….40

    5.6. Бинокулярное, черно-белое и цветное зрение ……………...……….41

5.5. ОРГАН СЛУХА И РАВНОВЕСИЯ ……………………………………………..….…41

6. Физиология ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ………………………………….46

7. ЕДИНСТВО ФУНКЦИЙ  И ФОРМ ………………………………………..………….50

8. ВЫСШАЯ И НИзШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ИХ ЕДИНСТВО ………..51

8.1. УСЛОВНЫЕ И БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ. ……………………………………52

8.2. ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП ……………………………………………….….55

8.3. ТОРМОЖЕНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ………………………………………56

8.4.НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

ВОСПРИЯТИЯ И ВНИМАНИЯ ……………………………………………………..58

8.5. ФИЗИОЛОГИЯ МОТИВАЦИЙ И ЭМОЦИЙ …………………….………………..59

8.6. ПАМЯТЬ ………………………………………………………………………………60

8.7. ПЕРВАЯ И ВТОРАЯ СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ …………………..……………63

8.8. РЕЧЬ, ЕЕ МЕХАНИЗМЫ. ……………………………………………….…………..64

8.9. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИХ ПЛАСТИЧНОСТЬ……....65

8.10. ФИЗИОЛОИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СНА И БОДРСТВОВАНИЯ……..……..66

    8.11. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОВЕДЕНИЯ………………………………..68

9. ФИЗИОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………………………………………70

             9.1. УМСТВЕННАЯ И МЫШЕЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ………………………………...70

9.2. ДИАПАЗОН И УРОВНИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ……………..…71

             9.3. ФАЗЫ ДEЯТЕЛЬНОСТИ ………………………………………………………….….72

9.4. УТОМЛЕНИЕ…………………………………………………………………....……..73

           9.5. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ……………………………………………………..………..75

тЕСТЫ……………………………………………………………………………………..….75

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ …………………………………………………………..………

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………….………….

Введение

Физиология человека – одна из наиболее важных и сложных дисциплин в цикле биологических наук. Изучение физиологии организма в разных условиях существования открывает широкие перспективы для целенаправленного на них воздействия, что определяет ее практическую значимость. Изучение функций организма в фило- и онтогенезе с помощью методов исследование механизмов восприятия, передачи и переработки информации в центральной нервной системе имеет огромное значение в формировании диалектико-материалистического мировоззрения. Физиология как наука служит фундаментом для решения проблем, связанных с сохранением здоровья и работоспособности человека в различных условиях.

В соответствии с государственными требованиями  к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы в результате изучения курса «Физиология человека» выпускник должен: получить представление о закономерностях протекания физиологических процессах в организме, об особенностях формирования поведенческих реакций, о характеристике отдельных систем, обеспечивающих гомеостаз, о психофизиологических основах индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, уметь применять полученные знания для оценки жизнедеятельности и жизнеобеспечения человека.

Предлагаемое учебное пособие подготовлено с целью максимально облегчить усвоение данной дисциплины. Для более полного ознакомление с материалом можно воспользоваться списком дополнительной литературы, помещенном в конце пособия.

Последовательность изложения тем отражает логику восприятия нового материала. Пособие включает в себя девять основных глав. Для удобства освоения материала главы разбиты на несколько разделов. Более подробно освещены главы «Организм как целое единство» и «Высшая и низшая нервная деятельность. Их единство». Первая глава охватывает материал, характеризующий физиологические процессы от субклеточного уровня до целостных реакций организма, происходящих под влиянием нервной и гуморальной систем, что позволяет рассмотреть иерархию во взаимоотношениях на различных уровнях жизнедеятельности организма. В главе «Высшая и низшая нервная деятельность. Их единство» сосредоточены данные, помогающие понять процессы психической деятельности человека, сохранение его работоспособности и здоровья.

Толковый словарь содержит перечень необходимых биологических терминов, помогающих лучше понять текст.

Итоговые тестовые задания, помещенные в конце пособия

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Физиология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
2 Mb
Скачали:
0