Министерство образования Российской Федерации
Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет
Институт дистанционного обучения
Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета
Ученым советом Комсомольский-на-Амуре государственного
технического университета
Комсомольск-на-Амуре 2003
ББК 28.903
С
Сивова А.В.
Физиология человека: Учеб. пособие. – Комсомольск-на-Амуре.
Комсомольский-на-Амуре гос. техн. ун-т, 2003. –
Предлагаемое учебное пособие подготовлено с целью облегчения усвоения программы дисциплины. Последовательность изложения тем отражает логику восприятия нового материала.
В пособие представлены все основные разделы физиологии человека. Для удобства почти каждая глава состоит из нескольких тем. Пособие написано в доступной форме. Тексты снабжены рисунками и таблицами, способствующие легкому усвоению материала.
Предназначено для студентов заочной формы обучения с использованием дистанционных технологий.
ББК 28.903
© Комсомольский-на-Амуре государственный техничесий университет, 2003
© Институт дистанционного обучения
Комсомольского-на-Амуре государственного
Технического университета, 2003
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………4
1. ОРГАНИЗМ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ…………..5
2. ОРГАНИЗМ КАК ЦЕЛОЕ ЕДИНСТВО ………………………………………………..5
2.1. СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО ………………………………………..……..7
3. РАЗВИТИЕ И РОСТ ………………………………………………………………..……20
3.1. СООТНОШЕНИЕ ПРОЦЕССОВ РОСТА И РАЗВИТИЯ ……………………..……20
3.4. ТЕМПЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ………………………………………………..24
4. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ ……………………………………………………………..………..28
4.1. Процессы анаболизма и катаболизма……………………………………28
4.5. ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПИЩЕВЫХ РАЦИОНОВ……………..…………...35
5. ОРГАНЫ ЧУВСТВ ………………………………………………………………………35
5.2. ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР ………………………………………….………….37
5.4. АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ ……………………………………………..…………… 40
5.5. ПРОВОДЯЩИЙ ПУТЬ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА ………………..…….40
5.6. Бинокулярное, черно-белое и цветное зрение ……………...……….41
5.5. ОРГАН СЛУХА И РАВНОВЕСИЯ ……………………………………………..….…41
6. Физиология ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ………………………………….46
7. ЕДИНСТВО ФУНКЦИЙ И ФОРМ ………………………………………..………….50
8. ВЫСШАЯ И НИзШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ИХ ЕДИНСТВО ………..51
8.1. УСЛОВНЫЕ И БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ. ……………………………………52
8.2. ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП ……………………………………………….….55
8.3. ТОРМОЖЕНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ………………………………………56
8.4.НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
ВОСПРИЯТИЯ И ВНИМАНИЯ ……………………………………………………..58
8.5. ФИЗИОЛОГИЯ МОТИВАЦИЙ И ЭМОЦИЙ …………………….………………..59
8.6. ПАМЯТЬ ………………………………………………………………………………60
8.7. ПЕРВАЯ И ВТОРАЯ СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ …………………..……………63
8.8. РЕЧЬ, ЕЕ МЕХАНИЗМЫ. ……………………………………………….…………..64
8.9. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИХ ПЛАСТИЧНОСТЬ……....65
8.10. ФИЗИОЛОИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СНА И БОДРСТВОВАНИЯ……..……..66
9. ФИЗИОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………………………………………70
9.2. ДИАПАЗОН И УРОВНИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ……………..…71
9.4. УТОМЛЕНИЕ…………………………………………………………………....……..73
тЕСТЫ……………………………………………………………………………………..….75
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ …………………………………………………………..………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………….………….
Физиология человека – одна из наиболее важных и сложных дисциплин в цикле биологических наук. Изучение физиологии организма в разных условиях существования открывает широкие перспективы для целенаправленного на них воздействия, что определяет ее практическую значимость. Изучение функций организма в фило- и онтогенезе с помощью методов исследование механизмов восприятия, передачи и переработки информации в центральной нервной системе имеет огромное значение в формировании диалектико-материалистического мировоззрения. Физиология как наука служит фундаментом для решения проблем, связанных с сохранением здоровья и работоспособности человека в различных условиях.
В соответствии с государственными требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы в результате изучения курса «Физиология человека» выпускник должен: получить представление о закономерностях протекания физиологических процессах в организме, об особенностях формирования поведенческих реакций, о характеристике отдельных систем, обеспечивающих гомеостаз, о психофизиологических основах индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, уметь применять полученные знания для оценки жизнедеятельности и жизнеобеспечения человека.
Предлагаемое учебное пособие подготовлено с целью максимально облегчить усвоение данной дисциплины. Для более полного ознакомление с материалом можно воспользоваться списком дополнительной литературы, помещенном в конце пособия.
Последовательность изложения тем отражает логику восприятия нового материала. Пособие включает в себя девять основных глав. Для удобства освоения материала главы разбиты на несколько разделов. Более подробно освещены главы «Организм как целое единство» и «Высшая и низшая нервная деятельность. Их единство». Первая глава охватывает материал, характеризующий физиологические процессы от субклеточного уровня до целостных реакций организма, происходящих под влиянием нервной и гуморальной систем, что позволяет рассмотреть иерархию во взаимоотношениях на различных уровнях жизнедеятельности организма. В главе «Высшая и низшая нервная деятельность. Их единство» сосредоточены данные, помогающие понять процессы психической деятельности человека, сохранение его работоспособности и здоровья.
Толковый словарь содержит перечень необходимых биологических терминов, помогающих лучше понять текст.
Итоговые тестовые задания, помещенные в конце пособия
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.