1. Классификация и ассортимент автомобильных бензинов.
Классификация: Летний применяется во всех районах страны, кроме северных и северо-восточных в период с 1 апреля по 1 октября, в южных районах – круглый год. Зимний – круглый год в северных и северо-восточных районах, в остальных с 1 октября по 1 апреля. При переходе с бензина на бензин в течении 1 мес. можно использовать оба бензина, в т.ч. смесями. Моторный метод опр. ОЧ (без буквы И) – для использования в тяжелых дорожных условиях. Исследовательский (с буквой И) – в городских условиях, его ОЧ выше, чем по моторному. Ассортимент бензинов включает 5 марок: А – 72, А – 76, АИ – 91, АИ– 93, АИ – 95 по ГОСТ 2084-77. А – 76, А – 80, АИ – 91, А– 92, А – 96 допускается вырабатывать с использованием ЭЖ. АИ – 95, АИ– 98 использование свинцовых антидетонаторов не допускается. По ГОСТ Р51105-97, в зависимости от ОЧ по исследовательскому методу установлено 4 марки бензина: «Нормаль - 80» (грузовые а/м на ряду с А – 76); «Регуляр - 91»; « Премиум - 95»; «Супер – 98» - предназначенные в основном для иномарок. Разработаны ТУ на бензины не этилированные с улучшенными экологическими показателями «Городские», «Яр Марка».
2. Классификация и ассортимент дизельных топлив.
Л (летнее), З (зимнее), А (арктическое). Классификация производится по эксплуатационному показателю, определяющего его низкотемпературные свойства по ГОСТ 305-82: Л до 0 С°, Здо -20С° (в Сибири до -30С°), А до -50С°. По содержанию серы все марки разделяются на 2-е группы. Обозначение: Л-0,2-40: Л - летнее, 0,2 – объемное содержание серы в %, 40 – температура вспышки в закрытом тигле.
Л |
З |
А |
|
I |
0,2% |
0,2% |
0,2% |
II |
0,5% |
0,5% |
0,4% |
Все топлива (Л, З, А) должны иметь зольность не более 0,01%, а топливо со знаком качества не более 0,008%. Коксуемость 10% остатка при перегонке топлива не более 0,3% и к-т фильтруемости не более 3-х. Причем 25% керосина снижают t замерз. на 8-12 гр. Дизельное экспортное топливо (серы не более 0,2 %). Экологически чистое ДТ (ДЛЭЧ, ДЛЭЧ-В, ДЗЭЧ): I – серы до 0,05%; II – до 0,1%. Присадки: депрессорные, ЭФАП-Б, любризол 8288, барий.
3. Присадки к автомобильным бензинам (антидетонаторы, моющие, антиобледенители). Итоговая оценка.
Присадки предназначены для улучшения антидетонационных свойств топлива. Большинство из них применяются для улучшения процессов сгорания, тем самым снижая токсичность отработавших газов. Присадки:
· Антидетонаторы
· Антиокислители (антиоксиданты)
· Моющие
· Антиобледенительные
Антидетонаторы – вещества, добавляемые к топливу в необходимых количествах для повышения его детонационной стойкости. Тетраэтилсвинец – самый эффективный. ТЭС – бесцветная, прозрачная, сильно токсичная жидкость тяжелее воды. Пары его в небольшом количестве имеют сладковатый запах, в большой концентрации запах не приятен. Нерастворим в воде, но хорошо растворим в бензине, спирте, ацетоне, и некоторых других органических растворителях. Кипит при температуре 200 С с разложением. При высоких температурах в камере сгорания разлагается на свинец и этильную группу. Кроме тетраэтилсвинца добавляют выноситель (бромистый этил и хлорнафталин) для удаления из камеры сгорания свинца и оксида свинца. В последнее время в качестве антидетонатора используют МТБЭ – метилтредбутиловый эфир (ОЧ 115-135, по моторному методу ОЧ 98-110).
Антиоксиданты – для улучшения химической стабильности бензина, содержащих в составе большое количество непредельных УВ. В состав входит 2 класса соединений: фенолы и ароматические амины. В России из фенолов выпускается Агидол-1, из ароматических аминов Агидол-12.
Моющие – к бензинам делят на:
· Очистители карбюратора
· Очистители системы впрыска и впуска
· Очистители системы камеры сгорания
Это деление основано на различии осадков, образующихся в разных системах. Для ДВС с впрыском применяется присадка на основе полиэфиров. Наиболее известны Автомаг, Неолин, для впрыска – Аспект-модификатор бензина.
Антиобледенители – для улучшения низкотемпературных свойств топлива. 2 вида:
· Антифризного действия – предотвращают образование кристаллов льда
· Поверхностно активного действия
Они должны улучшать растворимость воды в топливе, понижать температуру застывания водного раствора. К ним относятся соединения: спирты, целлозольвы, альдегиды, эфиры. Эффективность оценивается по температуре кристаллизации их водных растворов и по коэффициенту распределения между водой и топливом, который показывает во сколько раз присадки больше растворяются в воде
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.