5.1 Картеры рулевого механизма
Технологический процесс устранения основных дефектов картера рулевого механизма (детали 120-3401014, 200-3401015-В, 51-3401010, 20-3401010)
№ операции |
Содержание операции |
Оборудование и приспособления |
Инструменты |
Дефекты. 1. Повреждение резьбы М10-2 кл. и М8-1 кл. более двух ниток в отверстиях под болты или шпильки (МАЗ-200) крепления нижней и верхней (ГАЗ-51) крышек картеров рулевых управлений. 2. Повреждение резьбы М10-2 кл. и М8-1 кл. более двух ниток в отверстиях под болты крепления боковой крышки |
|||
1 |
Рассверлить отверстия с дефектной резьбой до 12,3 мм под резьбу М14×1,5 и до 10,6 мм под М12×1,25 (М-21 «Волга») на глубину согласно чертежу |
Сверлильный станок типа 2118А, подставка |
Сверлильный патрон, переходная втулка, сверла Ø12,3 и Ø10,6 мм. Штангенциркуль 125 мм, точность 0,1 мм |
2 |
Нарезать резьбу М14×1,5-2 кл. и М12×1,25-1 кл. (М-21 «Волга») в рассверленных отверстиях и ввернуть до отказа ввертыш ДР. Зачистить заподлицо и раскернить в трех точках ввертыш. Нарезать отверстие резьбу М10-2 кл. и М8-1 кл. |
Слесарный верстак, параллельные тиски |
Комплекты метчиков М14×1,5-2 кл. и М10-1 кл., двухсторонний вороток, экстракторный ключ для ввертышей, полудрачовый напильник 300 мм, кернер 3 мм, молоток 400 г, комплекты метчиков М10-2 кл. и М8-1 кл. |
Дефект. 3. Износ отверстий под кольца верхнего и нижнего подшипников червяка рулевого механизма более допустимого |
|||
1 |
Расточить последовательно с одной установки изношенные отверстия в картере рулевого механизма под кольцо верхнего и нижнего подшипника до диаметра согласно табл. 316 |
Токарный станок типа 1К62 или 1624М для МАЗ-200, приспособление для установки и расточки картера рулевого механизма |
Расточной удлиненный резец с пластинкой твердого сплава ВК6. Индикатор на штативе и гладкие пробки по размерам отверстий |
2 |
Смазать посадочную поверхность суриком и запрессовать в расточенные отверстия картера по одной ремонтной втулке ДР заподлицо с торцом картера с наружным диаметром согласно табл. 316 |
Гидравлический пресс 20 т ГАРО типа 208, подставка для картера рулевого механизма |
Оправка для запрессовки ремонтных втулок, банка с нитро-шпаклевкой или суриком, волосяныя кисть |
3 |
Расточить с одной установки отверстие в запрессованных втулках под кольца верхнего и нижнего подшипников червяка под номинальный размер и снять фаску по размерам и условиям чертежа |
Токарный станок 1К62, 1624М (для МАЗ-200), приспособление для растачивания картера рулевого механизма |
Расточной удлиненный резец с пластинкой твердого сплава Т15К6. Гладкие пробки по размерам отверстий или индикаторный нутромер |
Технические условия на ремонт: после гильзования и окончательной обработки поверхности отверстий в картере рулевого механизма под кольцо верхнего и нижнего подшипников червяка должны быть концентричны, допустимое биение должно быть не более: 0,02 мм для МАЗ-200 и М-21 «Волга», 0,03 мм для ГАЗ-51. Ось указанных отверстий должна быть перпендикулярна торцовой плоскости прилегания верхней и нижней крышек картера рулевого механизма с точностью, мм: 0,10 на крайних точках для ЗИЛ-164, 0,05 для верхней крышки и 0,15 нижней крышки на длине 100 мм для МАЗ-200, 0,05 на радиусе 36 мм для ГАЗ-51 и 0,020 на радиусе 32 мм для М-21 «Волга». |
|||
Дефект. 4. Износ отверстий под трубу рулевой колонки до диаметра более 44,08 мм (ЗИЛ-164) |
|||
1 |
Установить картер рулевого механизма в приспособление, базируясь на поверхность двух отверстий Ø 72 мм под кольца подшипников червяка, и закрепить. Расточить изношенное отверстие в картере рулевого механизма под трубу рулевой колонки с Ø 44 до Ø мм на длине 75 мм под гильзовку |
Токарный станок типа 1К62, приспособление для растачивания отверстия картера рулевого механизма |
Расточной 20×30 удлиненный резец с пластинкой твердого сплава ВК6. Индикаторный нутромер 30-50 мм или гладкая пробка Ø |
2 |
Смазать посадочную поверхность суриком и запрессовать в расточенное отверстие ремонтную втулку с наружным диаметром мм заподлицо с торцом картера |
Гидравлический пресс 20 т ГАРО типа 208, подставка под картер рулевого механизма |
Оправка для запрессовки втулки, банка с нитро-шпаклевкой или суриком, волосяныя кисть |
3 |
Подрезать торец запрессованной втулки (по мере надобности). Расточить отверстие под номинальный размер с Ø43,0 до Ø мм на глубину 75 мм. Расточить в отверстии запрессованной втулки Ø 44 мм у торца фаску 1×450 |
Токарный станок типа 1К62, разжимная оправка для растачивания втулки в картере рулевого механизма |
Резцы: подрезной упорный и расточной для сквозных отверстий и резьбовой с пластинкой Т15К6. Гладкая пробка Ø мм или индикаторный нутромер 35-50 мм |
Дефект. 5. Повреждение резьбы М85×2D более трёх ниток в отверстии под верхнюю крышку картера рулевого механизма автомобиля МАЗ-200 |
|||
1 |
Установить картер, выверить по отверстию под верхний подшипник червяка и расточить отверстие с поврежденной резьбой до Ø мм. Нарезать резьбу М90×2D под резьбовую ремонтную втулку |
Токарный станок типа 1624М, приспособление для растачивания в картере рулевого механизма отверстия под верхнюю крышку |
Резцы: расточной для сквозных отверстий и резьбовой с пластинкой Т15К6. Индикатор на штативе, штангенциркуль 150 мм×0,1 мм, резьбовая пробка М90×2D |
2 |
Смазать резьбовую поверхность суриком и ввернуть до отказа ремонтную втулку в резьбовое отверстие картера |
Слесарный верстак, параллельные тиски |
Экстракторный ключ, банка нитрошпаклевкой или суриком, волосяная кисть |
3 |
Расточить отверстие Ø наглубину 5,0 мм в ввернутой втулке со стороны наружного торца и снять фаску 0,5×45 снаружи. Расточить отверстие во втулке с Ø81,5 до Ø |
Токарный станок типа 1624М, приспособление для растачивания отверстия в картере и нарезания резьбы |
Расточной резец для сквозных отверстий и растачивания фасок и резьбовой резец с пластинкой Т15К6. Индикатор на штативе, штангенциркуль 150 мм, точность 0,1 мм, резьбовая пробка |
4 |
Накернить, просверлив два отверстия Ø 3,3 мм на глубину 8 мм на стыке сопряжения ввернутой втулки и торца картера; нарезать резьбу М4×0,7 в оба отверстия по одному стопорному винту. Срубить стопоры и запилить заподлицо с торцом картера рулевого механизма |
Настольный вертикально-сверлильный станок типа НС-12А, подставка, слесарный верстак, параллельные тиски, мягкие губки к тискам |
Кернер 3 мм, молоток 400 г, сверло Ø 3,3 мм, ручные метчики М4×0,7, вороток, отвертка, слесарное зубило 15 мм, драчовый плоский напильник 300 мм. Штангенциркуль 150×0,1 мм с глубиномером |
Технические условия на ремонт: перекос оси резьбы М85×2D относительно прилегающего торца картера допускается не более 0,10 мм на Ø 102 мм. Резьба отверстия в ремонтной втулке должна быть одного профиля, чистой, без сорванных ниток. Ввернутый резьбовой калибр не должен иметь ощутимого люфта |
|||
Дефект. 6. Трещины и облом ушка крепления картера и бобышки крепления крышек, захватывающие не более 1/3 длины окружности отверстия (ЗИЛ-164 и ГАЗ-51), не более ½ длины окружности (МАЗ-200) и не более чем у одного отверстия (ЗИЛ-164 и ГАЗ-51) и двух отверстий (МАЗ-200) |
|||
1 |
Накернить и засверлить конец трещины сверлом диаметром 4,0 мм по мере надобности. Разделать трещину под углом 90-1200 на всю глубину стенки. Рассверлить отверстие с обломом до диаметра больше номинального на 4,0-4,5 мм. Разделать отверстие и место облома под углом 45-600 |
Слесарный верстак, параллельные тиски, настольный вертикально-сверлильный станок типа НС-12А, пневматическая зачистная машинка или машинка типа ШР-2 |
Кернер 3 мм, крейцмейсель, молоток 400 г, сверло по размерам отверстий, сверлильный быстросменный патрон, шлифовальный круг ПП100×10×20 КЧ № 125-80 СТ К. Штангенциркуль 150 мм, точность 0,1 мм |
2 |
Изолировать прилегающие обработанные поверхности и отверстия и заварить трещину плотным швом, не перегревая завариваемую зону, с легкой проковкой горячего шва. Наплавить облом по графитовой форме до восстановления прежнего контура с припуском на обработку торца 1,5-2,0 мм |
Сварочный генератор постоянного тока, стол для электросварщика, графитовая форма-подставка для наплавки и восстановления прежнего контура обломанного ушка или бобышки |
Листовой асбест, шнуровой асбест, вязальная проволока, плоскогубцы, электрододержатель, зачистной щиток для глаз, молоток 400 г для проковки шва, металлическая щетка. Штанегнциркуль 125×0,1 мм, семикратная лупа ЛП1-7 |
Сварку производить постоянным током 120-140 А при обратной полярности, не перегревая зону сварки, электродом ОЗЧ-1 Ø3,5 мм или комбинированным медно-стальным электродом с покрытием УОНИ-13/55 |
|||
3 |
Зачистить сварочный шов на обработанной поверхности заподлицо с основным металлом, припилить по основной плоскости под линейку. Зачистить наплавку облома по контуру и торцу и припилить в линию с поверхностью прилегания картера. Просверлить по кондуктору отверстие под резьбу номинального размера в месте наплавки или отверстие под болты крепления картера. Нарезать в отверстии резьбу номинального размера под болты крепления крышек картера рулевого механизма. Произвести испытание сварочного шва на герметичность керосином |
Слесарный верстак с тисками, пневматическая зачистная машинка или машинка типа ШР-2, настольный сверлильный станок типа НС-12А, подставка |
Шлифовальный круг ПП100×10×20 КЧ № 125-80 СТ К, личной плоский напильник 300 мм, сварлильный патрон, сверло по размерам отверстий, комплект метчиков М10-1 и 2 кл., М8-1 кл., вороток, банка с керосином, поддон. Поверочная плита 400×400 мм, поверочная линейка 175 мм, штангенциркуль 125 мм, точность 0,1 мм, резьбовые пробки по размерам резьбовых отверстий М10-1 кл., М8-1 кл. |
Дефект. 7. Износ отверстия под сальник вала рулевой сошки (ГАЗ-51) до диаметра более 44,10 мм |
|||
1 |
Установить картер рулевого механизма в приспособление на станок, выверить и закрепить. Расточить изношенное отверстие до Ø мм на глубину 9,5 мм под запрессовку ремонтной втулки |
Токарный станок 1К62, приспособление для растачивания отверстия под сальник в картере рулевого механизма |
Расточной резец для глухих отверстий с пластинкойТ15К6. Индикатор на штативе, гладкая пробка Ø мм или индикаторный нутромер 35-50 мм |
2 |
Смазать посадочную поверхность ремонтной втулки ДР с наружным диаметром мм нитрошпаклевкой или суриком и запрессовать ее до упора в расточенное отверстие картера |
Слесарный верстак, ручной реечный пресс 3 т, подставка |
Оправка для запрессовки ремонтной втулки, банка с нитрошпаклевкой или суриком, волосяная кисть |
3 |
Подрезать запрессованную ремонтную втулку заподлицо с торцом картера (по мере надобности). Расточить отверстие во втулке с Ø до Ø мм на глубину 9,5 мм. |
Токарный станок 1К62, приспособление для растачивания отверстия под сальник в картере рулевого механизма |
Расточной резец для глухих отверстий с пластинкойТ15К6. Индикатор на штативе, гладкая пробка Ø мм или индикаторный нутромер 35-50 мм |
Технические условия на ремонт: ось гильзованного отверстия должна быть перпендикулярно оси отверстий под кольца подшипников червяка; отклонение должно быть не более 0,10 мм на 100 мм. Указанная ось должна быть перпендикулярна плоскости прилегания боковой крышки картера рулевого механизма в пределах 0,08 мм на радиусе 38 мм |
|||
Дефект. 8. Износ отверстий в картере под втулки вала сошки (ЗИЛ-164, ГАЗ-51), под игольчатые подшипники червячного сектора (МАЗ-200) более допустимого по техническим условиям разбраковки |
|||
1 |
Для ЗИЛ-164 и ГАЗ-51 – собрать крышку картера (рис. 136) ЗИЛ-164 с картером и затянуть болтами с шайбами. Установить картер рулевого механизма в сборе с крышкой в приспособление, закрепить развернуть в линию изношенные отверстия в картере и крышке под ремонтный размер согласно табл. 316. Рис. 136 |
Слесарный верстак с тисками. Вертикально-сверлильный станок типа 2135, приспособление для развертывания отверстий в картере |
Торцовый ключ 14 мм, сверлильный быстросменный патрон, оправка качающаяся для разверток, развертки Ø и Ø мм. Контрольный палец для обоих отверстий Ø , предельные пробки Ø и Ø |
2 |
Запрессовать в развернутые отверстия по одной втулке ремонтного размера с увеличенным наружным диаметром согласно табл. 316 заподлицо с торцом картера и крышки |
Сборочный или слесарный верстак, ручной реечный пресс 3 т ГАРО типа 274, подставка для запрессовки втулок |
Оправка для запрессовки ремонтных втулок |
3 |
Развернуть в линию отверстия в запрессованных ремонтных втулках в картере и в крышке ЗИЛ-164 в номинальный размер или в один из ремонтных размеров согласно табл. 315. Развернуть отверстие в запрессованной втулке в картере рулевого механизма ГАЗ-51 и М-21 «Волга» под номинальный размер или в один из ремонтных размеров согласно табл. 315 с учетом припуска мм на доводку. Прогладить брошью (у ГАЗ-51) отверстие развернутых втулок до номинального или до одного из ремонтных размеров согласно табл. 315 |
Слесарный верстак с тисками, настольный реечный ручной пресс 3 т ГАРО типа 274, подставка для проглаживания запрессованных в картер рулевого механизма ремонтных втулок |
Ручная развертка с направлением для ЗИЛ-164 под ноинальный или ремонтные размеры, развертка для ГАЗ-51, М-21 «Волга» под номинальный или ремонтные размеры с учетом доводки, брошь Ø мм или по ремонтным размерам, двусторонний вороток. Гладкие пробки по размерам отверстий или индикаторные нутромеры 18-35 и 35-50 мм |
Технические условия на ремонт: после окончательной обработки ось отверстия под втулки вала сошки должна быть перпендикулярна плоскости прилегания боковой крышки картера с точностью: 0,05 мм на длине 100 для ЗИЛ-164, 0,08 мм на радиусе 38 мм для ГАЗ-51 и 0,08 мм на радиусе для М-21 «Волга». Указаная ось должна быть перпендикулярна оси отверстий под кольца подшипников червяка в пределах: надлине 100 мм для ЗИЛ-164 0,05 мм и для ГАЗ-51 0,10 мм |
|||
1 |
Для МАЗ-200 установить картер рулевого механизма в приспособление на станок, выверить и закрепить. Расточить изношенное отверстие под игольчатые подшипники до Ø мм под гильзовку на глубину 138 мм |
Токарный станок 1624М, приспособление для растачивания картера рулевого механизма |
Резцовая оправка, расточной резец с пластинкой ВК6. Индикатор на штативе, гладкая пробка Ø мм, штангенциркуль 150´0,1 мм с глубиномером |
2 |
Смазать посадочную поверхность нитрошпаклевкой или суриком и запрессовать в расточенное отверстие картера ремонтную втулку с наружным диаметром согласно табл. 316 заподлицо с торцом картера |
Гидравлический пресс 20 т ГАРО типа 208, подставка для картера рулевого механизма при запрессовке |
Оправка для запрессовки втулки, банка с нитро-шпаклевкой или суриком, волосяная кисть |
3 |
Накернить и просверлить отверстие Ø 3,3 мм на глубину 8 мм на стыке сопряжения запрессованной втулки и торца картера со стороны боковой крышки. Нарезать резьбу М4´0,7 в отверстии и ввернуть в резьбовое отверстие стопорный винт. Срубить стопор и запилить заподлицо с поверхностью торца картера |
Настольный вертикально-сверлильный станок типа НС-12А, слесарный верстак, параллельные тиски, мягкие губки к тискам, подставка для картера |
Кернер 3 мм, молоток 400 г, сверло Ø 3,3 мм, метчики М4´0,7, вороток, отвертка, зубило 15 мм, драчовый плоский и личной напильник 300 мм. Штангенциркуль 150´0,1 мм с глубиномером |
4 |
Расточить отверстие в запрессованной ремонтной втулке с Ø до Ø мм в номинальный размер напроход. Расточить в отверстиях у наружного торца выточку Ø мм на глубине 11 мм согласно чертежу. Расточить фаску 1´450 согласно чертежу |
Токарный станок 1624М, приспособление для растачивания отверстия в картере рулевого механизма |
Резцовая оправка, расточной резец с пластинкой Т15К6. Индикатор на штативе, гладкая пробка Ø мм или индикаторный нутромер 50-100 мм |
Технические условия на ремонт: после окончания обработки ось отверстия под игольчатые подшипники вала сошки должна быть перпендикулярна плоскости прилегания боковой крышки картера с точностью 0,03 мм на длине 100 мм. Указанная ось должна быть препендикулярна оси отверстий под кольца подшипников червяка с тоностью 0,03 мм на длине 100 мм |
|||
Дефект. 9. Износ шейки под кронштейн крепления картера рулевого механизма к раме до диаметра менее 64,5 мм (ЗИЛ-164) и до Ø75,6 мм (МАЗ-200) |
|||
1 |
Установить картер в приспособление на станок, выверить и обточить изношенную шейку под кронштейн крепления картера ЗИЛ-164 до Ø мм, выдержав галтель R=1 мм и МАЗ-200 до Ø на длине шейки 61,5 мм согласно чертежу, выдержав галтель R=2 мм |
Токарный станок типа 1К62 и 1624М для МАЗ-200, приспособление для обточки шейки картера |
Проходной резец с углом 750 с пластинкой твердого сплава ВК6. Индикатор на штативе. Предельная скоба по размеру шейки |
2 |
Смазать посадочную поверхность суриком и напрессовать до упора на ботченную шейку картера ремонтную втулку ДР с внутренним диметром мм для ЗИЛ-164 и мм для МАЗ-200 и закрепленной кромкой отверстия R=1 и R=2 мм |
Гидравлический пресс 20 т ГАРО типа 208, подставка |
Оправка для запрессовки ремонтной втулки, банка с нитро-шпаклевкой или суриком, волосяная кисть |
3 |
Подрезать торец напрессованной втулки заподлицо с торцом шейки и обточить поверху у ЗИЛ-164 с Ø 66,0 до Ø мм и у МАЗ-200 с Ø 77,0 до Ø мм, закруглив переходную кромку ремонтной втулки R=2 мм на расстоянии 23 мм от торца шейки картера |
Токарный станок типа 1К62 и 1624М для МАЗ, приспособление для обточки шейки картера |
Проходной отогнутый резец с углом 450 с пластинкой твердого сплава Т15К6. Индикатор на штативе, предельныея скобы по размеру каждой шейки |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.