Федеральное агентство по образованию РФ
ФГОУ ВПО
Сибирский федеральный университет
Политехнический институт
Кафедра «ТТМ»
Практическая работа №3
Топливная экономичность АТС
Выполнил студент группы ФТ 07-01:
Блинов А.В.
Проверил преподаватель:
Катаев С.А.
г. Красноярск 2009
Топливная экономичность автомобиля «ВАЗ 2107»
Топливной экономичностью (ТЭ) называют совокупность свойств, определяющих расход топлива при выполнении АТС транспортной работы в различных условиях эксплуатации. ТЭ существенно зависит от таких показателей двигателя, как часовой расход топлива Qt, и удельный эффективный расход qe. Основным измерителем ТЭ является путевой расход топлива Qs, т.е. расход в литрах на 100 км пройденного пути.
3.1. Расчет и анализ топливной характеристики
Часть массива исходных данных для расчета топливной характеристики представлена в таблице 3.1, в которой использованы значения из предыдущих практических работ №1 (характеристика двигателя) и №2 (результаты расчета тяговой и динамической характеристик автомобиля «ВАЗ 2107» и рис. Динамическая характеристика автомобиля «ВАЗ 2107»).
При характеристике условий движения руководствуюсь следующими рекомендациями:
Условия движения №1 содержат значения фактической массы груженого автомобиля «ВАЗ 2107» и заданные f и i. Номер передачи определен по динамической характеристики из условия обеспечения максимальной скорости движения на подъеме.(на рис. 2.2 это 4-ая передача, обеспечивающая движение со скоростью Vmax=124,96 км/ч при заданном уклоне)
Условия движения №2 отличаются от №1 отсутствием подъема, при этом выбираем передачу, обеспечивающую движение с Vmax. ( на рис. 2.2 это 5-ая передача, позволяющая разогнать АТС до скорости 146,7 км/ч)
Условия движения №3 позволило оценить топливную экономичность автомобиля «ВАЗ 210», имеющего полную массу согласно технической характеристике при движении по горизонтальному асфальто- бетонному покрытию, т. е. с минимальным значением коэффициента сопротивления качению.
Условия движения №4 отличаются от условий №3 лишь номером передачи с целью получения предельных значений расхода топлива в одинаковых дорожных условиях.
Остальные исходные данные приведены непосредственно в таблице 3.2 результатов расчета топливной характеристики. В частности, относительную частоту вращения (nei/nemax) рассчитываем по данным таблицы характеристика двигателя автомобиля «ВАЗ 2107» 1.2.2, значения Vа, Рт, Рс и Рсп выбраны для передач, указанных в таблице 3.2, из результатов расчета тяговой характеристики.
Для каждого значения (nei/ne max) определяем максимальный часовой расход:
Ql=0,0012*qmin*Ne max*(1-(1-nei/ne max)1,6) (3.1)
Ql =0,0012*300*52*(1-(1-1120/6160)) =5,1
где
qmin - минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч
Nemax – максимальная эффективная мощность, кВт
nei/nemax - относительная частота вращения
Значения Ql использованы при расчете фактического часового расхода Qt, в конкретных условиях движения, для чего сначала определяем относительную силу сопротивления движению (Рс/Рт), результаты представлены в таблице 3.2, а затем для каждого значения рассчитываем, например, на 3 передаче:
Qt=Ql*(0,8*(Рс/Рт)1,8+0,25) (3.2)
Qt =5,1*(0,8(224,37/2017)+0,25)=1,35
Ql – максимальный часовой расход, кг/ч
И путевой расход топлива, л/100км
Qs=(27,8*Qt)/(Va*r) (3.3)
Qs =(27,8*1,35)/(5,57*0,727)=9,27
Qt – фактический часовой расход, кг/ч
Va - скорость автомобиля, м/с
r - плотность топлива, бензин – 0,727 кг/л
Расчеты по формулам (3.1) - (3.3) повторены согласно числу условий движения, а результаты использованы для построения графикa топливной характеристики (рисунок 3.1). Для сравнительной оценки топливной экономичности АТС и самоконтроля на рисунке 3.1 указан уровень контрольного расхода топлива из технической характеристики автомобиля «ВАЗ 2107».
Таблица 3.1
Массив исходных данных к расчету топливной характеристики
Минимальный удельный расход топлива qemin, г/кВт*ч |
300 |
|||||
Максимальная эффективная мощность Ne max, кВт |
52 |
|||||
Плотность бензинового топлива , кг/л |
0,727 |
|||||
Условия движения: |
||||||
№ |
mа, кг |
Передача № |
f0 |
i |
Vmin, м/с |
Vmax, м/с |
1 |
1395 |
4 |
0,0156 |
0,03 |
7,58 |
34,71 |
2 |
1395 |
5 |
0,0159 |
0 |
9,25 |
40,75 |
3 |
1395 |
5 |
0,0159 |
0 |
9,25 |
40,75 |
4 |
1395 |
1 |
0,01504 |
0 |
2,07 |
11,39 |
Таблица 3.2
Результаты расчета топливной характеристики
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.