Стратегии поиска решений в графе пространства состояний

Страницы работы

15 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего

 профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре Государственный Технический Университет»

Факультет Компьютерных Технологий

Кафедра МОП ЭВМ

Лабораторная работа  1

по курсу «Теория вычислительных процессов»

Выполнил студент группы  1ВТ-2:                                           Журавлёв Д.А.

Преподаватель:                                                                       Абарникова Е.Б.

2004

Тема: Стратегии поиска решений в графе пространства состояний.

Цель: Научится производить поиск решений на графе пространства состояний.

Задание: разработать программу обхода шахматной доски конем. Конь должен побывать в каждой клетке один раз. Метод поиска решения: поиск решения в фиксированном множестве пространств – образовать и проверить.

Стратегия поиска решения: в глубину.


Теоретический материал:

Граф – множество вершин вместе с множеством ребер. Каждое ребро задается парой вершин. Если ребра направлены, то называются дугами. Дуги задаются упорядоченными парами. Такие графы называются направленными. Ребрам можно приписывать имена или метки, в зависимости от конкретного приложения.

Графы можно представлять:

Каждое ребро – отдельное предложение:

link ( a, b ).

link ( b, c ).

Весь граф – как один объект, состоящий из двух множеств: множество вершин и множество ребер ( дуг ). Каждое множество - список

  G = graf ( [ a, b, c, d, e ], [ p( a, b ), p( b, c ),…,p( d, e ) ] ).

Для направленного графа:

  G1= graf ( [ a | _ ], [ d( a, b, 1 ), d( b, c, 4 ) …] )

  Типичные операции:

  а) Найти путь между двумя заданными вершинами.

  б) Найти подграф, обладающий некоторыми заданными свойствами.

Более подробно остановимся на задаче поиска пути в графе.

Пусть G – Гамильтонов граф. А, Е – вершины

path ( A, E, G, P ).                                 // путь Р в G от А к Е.

path ( a, e, G, [ a, b, c, e ] ).                                                  

path ( a, e, G, [ a, b, c, d, e ] ).

Один из методов поиска пути:

Если А=Е, то Р=[ А ], иначе найти Р1 из произвольной К в Е, а затем – путь из А в К не пересекающий вершин Р1. Так как путь не должен проходить через вершины Р1, определяем  

path1 ( A, P1, G, P ).                            // А – некоторая вершина, G – граф, Р1 – путь в G,

path ( A, Е, G, P ): - path1 ( A, [ E ], G, P ).  // идущий из А в начальную вершину Р1, а затем – вдоль Р1.

Существует граничный случай, когда А=К ( начальная вершина Р1). Если они не совпадают, то А - > L - > K - > E

К – смежная с L

L не принадлежит Р1

Для Р выписывается отношение path1 ( A, [ L | P1], G, P ).

Если граф G представлен как пара множеств, назовем отношение как смежный ( near ).

G = graf (V, D ), где V= [ a, b, c, d, e ], D= [ d( a, b, 1 ), d( b, c, 4) … ].

Отношения принадлежности элемента списку:

sod ( duga ( X, Y ), D ).

near ( L, K, graf ( V, D )): - sod ( duga ( L, K ), D ).

Поискпути

path ( A, E, G, P ): - path1 ( A, [ E ], G, P ).

path1 ( A, [ A | P1 ], _ , [ A | P1 ] ).

path1 ( A, [ K | P1 ], G, P1 ): - near ( L, K, G),

sod ( L, P1 ),

path1( A, [ L, K | P1], G, P ).

Пространство состояний – граф, вершины которого соответствуют ситуациям, встречаются в задаче, а решение сводится к поиску пути в этом графе. Дуги – разрешенные переходы из одного состояния в другое.

Конкретная задача определяется:

а) Пространством состояний б) Стартовой вершиной в) Целевым условием – условием, к достижению которого надо стремиться. Целевые волны – волны, удовлетворяющие этим условиям.


Принцип работы программы:

Граф пространства состояний (для стартовой клетки (1;1)): 

 


Сравнение стратегий поиска.

Стратегия поиска

Скорость

Память

В глубину

Медленный

Мало памяти

В ширину

Быстрый

Много памяти

Описание программы:

Пользователь с помощью мыши задает начальную клетку обхода. На этой клетке появляется значок в виде коня. Затем пользователь может запустить программу на выполнение кнопку “Обход”. При этом программа просчитывает ходы коня и отображает на поле результат - порядковые номера позиций обхода.

Если пользователь не ввел стартовую клетку, программа начинает обход из верхнего левого угла доски.

В разделе “Информация” создается список ходов и отлеживается процесс обхода. При старте в поле отображается начальная клетка.

При нажатии кнопки "Выход" производится выход из программы.

Через меню программы можно вызвать данные об авторах (пункт ”О программе”) и справку (пункт ”Справка”).

Данным методом невозможно реализовать полный обход доски из-за слишком высоких требований к объёму необходимой памяти. Поэтому, по завершении обхода, на доске остаются не пройденные клетки, обозначенные цифрой -1.

Основные предикаты:

Помимо встроенных в Prolog типов данных, в программе были определены следующие типы пользователя:

1)  i = integer – целое число.

2)  cell = cell(i,i,i) – клетка доски.

3)  desk = cell* - список всех клеток доски.

В программе использовались следующие ,базы данных:

1)  path (desk)

2)  start (cell)

Помимо встроенных в Prolog системных предикат, в программе были определены следующие предикаты пользователя:

Предикат

Описание

fillDesk(i,i,desk,desk)

инициализация списка всех клеток доски

updatePicture(desk)

восстановление пути при обновлении экрана

drawLine(i, i, i)

прорисовка номеров ходов

del(cell, desk, desk)

удаление элемента из списка

add(cell, desk, desk)

добавление элемента в список

mem(cell, desk)

проверка на принадлежность элемента списку

findPath(cell, desk)

общий предикат обхода шахматной доски

cellSelect(cell,desk,cell)

вспомогательный предикат обхода доски

mouseCheck (i,i)

обработка выбора клетки с помощью мыши


Файл MAIN.INC:

DOMAINS

i = integer

cell = cell(i,i,i)

desk = cell*

CONSTANTS

picX = 10

picY = 10

mFree = -1

cellWH = 32

picSize = 273

DATABASE - db

path (desk)

start (cell)

flag(i)

PREDICATES

fillDesk(i,i,desk,desk)

del(cell, desk, desk)

add(cell, desk, desk)

mem(cell, desk)

findPath(cell, desk)

cellSelect(cell,desk,i)

updatePicture(desk)

drawLine(i, i, i)

mouseCheck (i,i)

filllbox(i,desk)

CLAUSES

% инициализация списка всех клеток доски

fillDesk(8,8,X,[cell(8,8,mFree)|X]):-!.

fillDesk(I,8,X,Y):-I1=I+1,!,fillDesk(I1,1,[cell(I,8,mFree)|X],Y).

fillDesk(I,J,X,Y):-J1=J+1,!,fillDesk(I,J1,[cell(I,J,mFree)|X],Y).

% удаление элемента из списка

del(X,[X|L],L):-!.

del(X,[Y|L],[Y|L1]):-del(X,L,L1).

% добавление элемента в список

add(X, Y, [X|Y]).

% проверка на принадлежность элемента списку

mem (X, [X|_]):-!.

mem (X, [_|T]):- mem(X, T).

drawLine (I, J, N):X = (J-1)*cellWH+cellWH/3+picX+6, Y = I*cellWH-cellWH/3 + picY+6,

X1 = (J-1)*cellWH+picX+13, Y1 = (I-1)*cellWH + picY+13,

X2 = X1+cellWH-10, Y2 = Y1+cellWH-15,

W = vpi_GetTaskWin (), win_SetForeColor(W, color_White),

Pen = pen(3,ps_Solid,color_Blue), Brush = brush(pat_Solid, color_Blue),

win_setpen(W, Pen), win_setBrush(W,Brush),

R = rct(X1, Y1, X2, Y2), draw_Ellipse(W, R),

str_int(S, N), draw_Text(W, X, Y, S).    

% восстановление пути при обновлении экрана

updatePicture([]).

updatePicture( [cell(I, J, M)|T] ):drawLine (I, J, M),

updatePicture(T).

cellSelect(cell(I, J, M), Dsk, C):M=55,

assert(path(Dsk)),

!.

cellSelect(cell(I, J, M), Dsk, C):I1=I-2, J1=J-1,

mem(cell(I1,J1,mFree), Dsk),

del(cell(I1,J1,_), Dsk, Dsk2), M3 = M+1,

add(cell(I1,J1,M3), Dsk2, Dsk3),

C1=C+1,

cellSelect(cell(I1, J1, M3), Dsk3, C1)

,!.

cellSelect(cell(I, J, M), Dsk, C):I1=I-2, J1=J+1,

mem(cell(I1,J1,mFree), Dsk),

del(cell(I1,J1,_), Dsk, Dsk2), M3 = M+1,

add(cell(I1,J1,M3), Dsk2, Dsk3),

C1=C+1,

cellSelect(cell(I1, J1, M3), Dsk3, C1)

,!.

cellSelect(cell(I, J, M), Dsk, C):I1=I-1, J1=J+2,

mem(cell(I1,J1,mFree), Dsk),

del(cell(I1,J1,_), Dsk, Dsk2), M3 = M+1,

add(cell(I1,J1,M3), Dsk2, Dsk3),

C1=C+1,

cellSelect(cell(I1, J1, M3), Dsk3, C1)

,!.

cellSelect(cell(I, J, M), Dsk, C):I1=I+1, J1=J+2,

mem(cell(I1,J1,mFree), Dsk),

del(cell(I1,J1,_), Dsk, Dsk2), M3 = M+1,

add(cell(I1,J1,M3), Dsk2, Dsk3),

C1=C+1,

cellSelect(cell(I1, J1, M3), Dsk3, C1)

,!.

cellSelect(cell(I, J, M), Dsk, C):I1=I+2, J1=J+1,

mem(cell(I1,J1,mFree), Dsk),

del(cell(I1,J1,_), Dsk, Dsk2), M3 = M+1,

add(cell(I1,J1,M3), Dsk2, Dsk3),

C1=C+1,

cellSelect(cell(I1, J1, M3), Dsk3, C1)

,!.

cellSelect(cell(I, J, M), Dsk, C):I1=I+2, J1=J-1,

mem(cell(I1,J1,mFree), Dsk),

del(cell(I1,J1,_), Dsk, Dsk2), M3 = M+1,

add(cell(I1,J1,M3), Dsk2, Dsk3),

C1=C+1,

cellSelect(cell(I1, J1, M3), Dsk3, C1)

,!.

cellSelect(cell(I, J, M), Dsk, C):I1=I+1, J1=J-2,

mem(cell(I1,J1,mFree), Dsk),

del(cell(I1,J1,_), Dsk, Dsk2), M3 = M+1,

add(cell(I1,J1,M3), Dsk2, Dsk3),

C1=C+1,

cellSelect(cell(I1, J1, M3), Dsk3, C1)

,!.

cellSelect(cell(I, J, M), Dsk, C):I1=I-1, J1=J-2,

mem(cell(I1,J1,mFree), Dsk),

del(cell(I1,J1,_), Dsk, Dsk2), M3 = M+1,

add(cell(I1,J1,M3), Dsk2, Dsk3),

C1=C+1,

cellSelect(cell(I1, J1, M3), Dsk3, C1)

,!.

% обход шахматной доски

findPath(cell(I,J,M), Dsk):- 

cellSelect( cell(I,J,M), Dsk,0),   

path(D),

filllbox(1,D),

updatePicture(D),

!.

mouseCheck(X, Y):J=X div cellWH, I = Y div cellWH, I<8, I>=0, J<8, J>=0,

X2 = J*cellWH+picX+6, Y2 = I*cellWH+picY+6, I1=I+1, J1=J+1,

retractall(path(_)), retractall(start(_)), assert(start(cell(I1,J1,1))),

W = vpi_GetTaskWin(),

H4 = win_getctlhandle(W, idc_edit),

H5 = win_getctlhandle(W, lst_list), lbox_clear(H5),

N1 = 'a'+J1-1,    format (Str, "Начальная клетка: %c%d", N1, I1),

win_SetText(H4, Str),

win_Invalidate(W), sleep(20), draw_Icon(W, X2, Y2, idi_kon).

filllbox(M, Dsk):-     

M=55,

!.

filllbox(M, Dsk):-     

del(cell(I,J,M), Dsk, Dsk2), M2 = M+1,

W = vpi_GetTaskWin(), H = win_getctlhandle(W, lst_list),

N1 = 'a'+J-1, format (Str, "%-2d.   %c%d", M, N1, I),

lbox_Add(H, Str),

filllbox(M2, Dsk2),!.

Программа и методика испытаний

Объект испытания

Испытуемая программа RGZ.exe предназначена для обхода доски шахматным конём, так чтобы он  побывал в каждой клетке один

Похожие материалы

Информация о работе