Доброе утро. Запишем тему сегодняшней лекции: «Социология науки М. Вебера».
План:
1. Характерные черты науки и исследователя
a. Специализация.
b. Увлечение наукой/страсть.
c. Вдохновение.
d. Наличие дара.
e. Труд.
f. Необходимость быть личностью с точки зрения науки
g. Наука характеризуется прогрессом.
2. Смысл и призвание науки.
a. Интеллектуализация.
b. Смысл науки как профессии
3. Предпосылки наук.
4. Характеристики преподавателя
I. Характерные черты науки и исследователя.
1. Специализация. Исследователь может создать в науке что-нибудь завершенное только при условии специализации. Когда он вторгается в соседнюю область (у социологов это бывает часто), его исследования не смогут быть завершенными. Исследователь сможет лишь предложить специалисту той области полезные постановки вопроса.
2. Увлечение наукой/страсть. Исследователь должен ощутить, во всей полноте, что вот ему удалось нечто такое, что останется надолго. Исследователь должен проникнуться мыслью о том, что вся его судьба зависит от того, правильно ли он делает это вот предположение в этом месте своей рукописи. Без страсти человек не имеет призвания в науке. Но даже при наличии страсти еще долго можно не получать результатов
3. Вдохновение. Страсть является предварительным условием вдохновения. Научный работник должен примириться с тем, что вдохновение может быть придет, а может и нет. Можно быть превосходным работником, и ни разу не сделать собственного важного открытия. И таким образом обстоят дела и в других областях. Вдохновение играет в науке не большей роли, чем в практической жизни, с другой стороны не меньше чем в искусстве.
4. Наличие дара. Есть ли у кого то научное вдохновение или нет, отчасти зависит от наличия дара.
5. Труд. Идея подготавливается на основе упорного труда. Конечно, не всегда так бывает. К примеру, идея дилетанта может в принципе иметь такое же или даже большее значение, чем открытие специалиста. Но отличие дилетанта от того специалиста в том, что он не в состоянии проверить значение догадки (оценить ее), которая пришла ему в голову.
Догадка рождается только при одновременном условии труда и страсти. И на самом деле, лучшие идеи приходят на ум во время прогулки, когда ты раскуриваешь трубку, отдыхаешь. НО, конечно же, догадки не пришли бы в голову, если бы перед этим не было долгих размышлений за письменным столом, и, как пишет Вебер «страстного вопрошания».
6. Исследователю необходимо быть «личностью в науке». Личностью может быть только тот, кто служит лишь одному делу. А так же личностью не может быть тот, кто сам выходит как бы на сцену организатором того дела, которому он должен себя посвятить; кто спрашивает себя: как доказать, что я специалист; как доказать, что я говорю такое, чего еще никто не говорил. В этом наука похожа на художественное творчество.
7. Прогресс. Научная работа вплетена, как пишет Вебер, в движение прогресса. В этом и есть отличие от искусства и всех остальных элементов культуры. Какое-либо произведение искусства никогда не устареет. Никто так же не сможет сказать о художественном произведении, что его как бы «превзошло» другое произведение. В науке же наоборот. Каждый ученый знает, что его открытие устареет через некоторый период времени. Общая судьба и общая цель научных деятелей в том, что бы их превзошли. Каждый, кто вкладывает в науку новые знания должен надеется на то, что другие пойдут дальше него. Так мы плавно перетекаем во второй пункт нашего плана.
II. Смысл и призвание науки. Что бы понять это, Вебер ставит некоторые вопросы, которые будут подпунктами в этой части нашего плана.
Зачем наука занимается тем, что никогда не кончается и не может закончиться? Какова же внутренняя позиция того человека науки по отношению к своей профессии? Он (этот ученый) утверждает, что занимается наукой ради науки. Ну а тогда, какой смысл в том, что бы выдумать что-то новое, что в конечном итоге устареет?
1. Научный прогресс является частью процесса интеллектуализации. Сначала попытаемся понять, что это такое. Представим себе человека, который едет в трамвае. Не физика, а обычного человека. Он едет себе и вообще не думает, каким образом трамвай движется. Он просто может рассчитывать на определенное «поведение» этого трамвая. Дикарь же, к примеру, лучше знает свои орудия. Он знает, как оно сделано, как работает, что помогает ему достичь пропитания и т.д. Следовательно, возрастающая интеллектуализация не означает роста знаний о жизненных условиях, в каких приходиться существовать. А означает она вот что: люди знают, ну или верят в то, что стоит только захотеть, и в любое время все это можно узнать. То есть, нет никаких таинственных, неподдающихся науке сил, и всеми вещами можно овладеть, как пишет Вебер «путем расчета». То бишь, мир «расколдован». Все делается с помощью технических средств и расчета. Это и есть интеллектуализация. С этим все понятно?
2. Смысл науки как профессии.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.