Вопросы к экзамену по социологии семьи

Страницы работы

Фрагмент текста работы

второй половины 19 века начинает формироваться замкнутая нуклеарная семья, которая отличается обособленностью, ростом эмоционального индивидуализма, значимостью чувственной и романтической любви (при чём её отсутствие в браке приводит к драматическим последствиям).

Далее рассматриваются особенности современной семьи.

1)  Падение роли кланов и других корпоративных групп.

2)  Тенденция свободного выбора супруга, эндогамия переходит в экзогамию.

3)  Увеличение прав женщины во внутрисемейной коммуникации.

4)  Высокий уровень сексуальной свободы

5)  Расширение прав детей

Вплоть до середины 20 века считалось, что ребёнок должен полностью подчиняться родителям, т.е. ребёнок не обладает равноправием в рамках семьи. В настоящее время в западной европе ребёнка воспринимают как равноправную личность в рамках семейного сообщества, он обладает теми же правами, что и родители. Серьёзные семейные решения принимаются с его участием.

6)  Культурное разнообразие.

Традиционные семьи с одним работником конкурируют с семьями открытого типа, где работают оба супруга.

7)  Повышение значимости поколения.

Внутри поколения (если иметь в виду репродуктивную семью) привязанность усиливается, а между поколениями – ослабевает, в связи с чем снижается роль родительской семьи.

8)  Перераспределение домашних обязанностей.

9)  Повышение численности разводов и повторных браков.

Серийная моногамия. В каждый временной отрезок мужчина и женщина имеют одного супруга, но за свою жизнь могут иметь нескольких.

4.  Социальные особенности современной семьи и тенденции ее развития.

Кризис семьи в современной России.Исторический аспект кризиса семьи заключается в переориентации женщин на участие в общественном производстве.

С середины 70х годов увеличивается число разводов.

А к середине 90х годов Россия занимала 3е месте в Европе по численности разводов, после Венгрии и Франции. То есть на каждые 3 брака приходилось 2 развода. Специалисты по семейным отношениям полагают, что подобная тенденция связана:

1)  С установкой на заключение ранних браков женщинами.

2)  До недавнего времени не существовало брачных контрактов

Унификация гендерного поведения и изменение половой морали под влиянием идей феминизма.

Начиная с 60х годов поведение мужчин и женщин стало унифицироваться. Появилась идеология «унисекс».

Добрачные и внебрачные связи становятся не только более распространёнными, но и престижными.

Повышение уровня безбрачия и числа неполных семей.

Увеличение числа альтернативных форм семьи.

Изменение условий брачного выбора.

Снижение роли родительской семьи, замена статусного авторитета родителя – личностным.

Люди, вступая в брак, заведомо допускают, что брак может не сохраниться на всю жизнь.

5.  Кризис семьи как ценности. Попытки упразднения семьи в СССР.

До 1920 года (в 1920 году был принят новый семейно-брачный кодекс) была только одна форма брака – церковный брак. Браки светские существовали только среди протестантов российской империи в последний период её существования. Развод был фактически невозможен. Для того, чтобы развестись необходимо было решение священного синода, куда отправлялось прошение о расторжении брака. Более просто: по причине безумия одного из супругов, или по бесплодию жены.

В 1920 году новый семейно-брачный кодекс был принят по инициативе двух женщин – революционерок Инессы Арман и Александры Коллонтай.

С (.) зр-я наших учёных, это было начало советского феминизма.

Семейно-брачный кодекс:

Привёл к кризису семьи. Жена не обязана жить с мужем. При вступлении в брак она может не менять свою фамилию, если не хочет. Юридическое уравнивание в правах законнорожденных и незаконнорожденных детей. Женщина, родившая не имея мужа, имеет право на пособия и всяческую помощь.

Государство чрезвычайно упростило процедуру вступления в брак и процедуру расторжения брака. Церковный брак не поощрялся и фактически сохранялся только в сельской местности.

Женщина-мать, даже после рождения ребёнка, обязана была работать.

  1. Критика семьи как буржуазного института в 20е гг. (Инесса Арманд, Александра Коллонтай). Альтернативы семье.

Критика семьи как буржуазного института в 20е гг. (Инесса Арманд, Александра Коллонтай). Альтернативы семье. В 1920 году новый семейно-брачный кодекс был принят по инициативе двух женщин – революционерок Инессы Арман и Александры Коллонтай. С (.) зр-я наших учёных, это было начало советского феминизма. Семейно-брачный кодекс: Привёл к кризису семьи. Жена не обязана жить с мужем. При вступлении в брак она может не менять свою фамилию, если не хочет. Юридическое уравнивание в правах законнорожденных и незаконнорожденных детей. Женщина, родившая не имея мужа, имеет право на пособия и всяческую помощь. Государство чрезвычайно упростило процедуру вступления в брак и процедуру расторжения брака. Церковный брак не поощрялся и фактически сохранялся только в сельской местности

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Социология
Тип:
Экзаменационные вопросы и билеты
Размер файла:
197 Kb
Скачали:
0