Манипулятивное воздействие интернет ресурсов на общественное мнение молодежи

Страницы работы

76 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 "РОССИСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА"

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ТЕОРИИ СОЦИОЛОГИИ

Допустить к защите

Зав. кафедрой

д.ф.н., профессор

Воронцов Алексей Васильевич

___________________

(подпись)

«        »__________2013 г

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (БАКАЛАВАРСКАЯ) РАБОТА

Манипулятивное воздействие интернет ресурсов на общественное мнение молодежи

Выполнил (а):

Студент  4 курса

Захарченко Илья Вячеславович

  __________

 (подпись)

Научный руководитель

Кандидат политических наук, старший преподаватель

Митина Ирина Александровна

Санкт-Петербург

 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                       3

1.  Теоретические основы манипулятивного воздействия интернет ресурсов на общественное мнение.                                                      6

1.1.  Манипуляция общественным мнением как социальный феномен.                                                                                        6

1.2.  Особенности манипулятивных технологий воздействия на общественное мнение в интернете.                                          17

1.3.  Социальный аспект механизмов защиты от манипулятивного воздействия интернет ресурсов.                                               27

2.  Социологический анализ манипулятивного воздействия интернет ресурсов на общественное мнение молодежи.                                  

2.1       Программа социологического исследования.                 34

2.2. Анализ отношения респондентов к характеру манипулятивного воздействия в интернете.                           37

2.3.  Анализ манипулятивных технологий посещаемых интернет ресурсов.                                                                                       44

2.4.  Анализ эффективных способов борьбы с манипулятивным воздействием.                                                                             49

Заключение                                                                                                62

Список используемых источников и литературы                                  64

Приложение                                                                                               69

Введение.

В современном мире  информационных технологий интернет стал неотделимой частью общественной жизни современного молодого человека. А с развитием интернета возросла и степень манипулятивного воздействия с помощью данного ресурса.

Актуальность темы исследования состоит в том, что современная молодежь не представляет своей жизни без онлайн присутствия, тем самым сознательно и не сознательно подвергая себя манипулятивному воздействию.  Чем больше пользователей интернета, тем больше степень манипулятивного воздействия в интернете. Данная тенденция связана с тем, что основным источником информации у молодежи является интернет, особенно у студентов. Учитывая, что информационные технологии очень быстро развиваются, существует потребность в научном изучении манипулятивного воздействия интернет-ресурсов на общественное мнение. Особенно это актуально для молодёжи, потому что эта социальная группа является основным потребителем интернета, а значит, более подвержена манипуляциям в информационном пространстве.

Степень научной разработанности проблемы. Данная проблема имеет междисциплинарный характер. Проблемам манипуляций на сегодняшний день посвящены работы отечественных и зарубежных ученых, как социологов, так и психологов.

В психологической научной литературе манипуляциями занимался видный ученый – Доценко Е. Л. 

Такие ученые как Ноэль-Нойман Э., Кара-Мурза С., Урсу Н.С., Грачев Г. В., Битянова М., Таранов П. С., Колесникова Г. И., Корнеги Д.  рассматривают манипулятивное воздействие на общественное мнение со стороны социологии. Дзялошенский И. М., Джозеф О'Коннор,  Джон Сеймор описывали  манипулятивные технологии в СМИ.

В то же время очень мало научной литературы, авторы которой анализировали бы манипулятивное воздействие в интернете на общественное мнение молодежи. 

Объектом исследования являются интернет ресурсы (или молодежь подверженная манипулятивному воздействию).

Предметом изучения выступают манипулятивное влияние интернет ресурсов на молодежь.

Цель исследования состоит в том, что бы изучить феномен манипулятивного воздействия в интернете на молодежь.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие исследовательские задачи:

1. Изучить характер манипулятивного воздействия как такового.

2. Представить взгляд различных авторов на понятие манипуляций.

3. Изучить манипулятивные технологии.

4. Рассмотреть различные варианты защиты от манипулятивного воздействия.

5. Изучить отношение респондентов к данному феномену.

6. Проанализировать  посещаемость интернет ресурсов.

7. Выделить наиболее актуальные техники манипулятивного воздействия.

8. Изучить отношение респондентов к борьбе против манипулятивного воздействия в интернете.

9. Представить отношения респондентов к получаемой информации в интернете.

Гипотеза исследования состоит в том, что интернет ресурсы непосредственно оказывают манипулятивное влияние на молодежь.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов для дальнейшего социологического анализа. Были сформулированы такие определения как манипуляция, нейро

Похожие материалы

Информация о работе