Манипуляция общественным мнением
Страницы работы
Фрагмент текста работы
имеем, когда в прессу передаются грамотные
данные, но так препарируются, что от их истинного содержания мало что остается.
Ведь информация, которую дают социологические фирмы, носит деликатный характер,
исправление одного-двух слов приводит к существенным искажениям. Необходимо
проведение семинаров, круглых столов, которые должны быть посвящены
интерпретации того, что говорят и пишут социологи, социологические фирмы.
Наилучшим способом сбора данных, классическим
способом является американская служба - институт Гэллапа. Компания, которая на
протяжении последних 70-ти лет проводит опросы общественного мнения, в том
числе перед выборами президента, американского конгресса, и делает это с
достаточной подробностью, с точностью прогнозирует результаты выборов. Для
своей работы она изначально поставила главную задачу - вероятность попасть в
опрос каждого американца должна быть одинаковой. Для своих опросов они
используют список всех избирателей США. Эта выборка случайна. В России ее
использование под серьезным вопросом, потому что избирательные списки никакой
социологической фирме не доступны. Возможно проведение такого исследования в
локальных масштабах, но не в масштабах всей России. Сейчас основным способом
сбора информации являются маршрутные выборки, их используют все основные
исследовательские фирмы. Это Фонд общественного мнения, Всероссийский центр
изучения общественного мнения, Агентство национальных аналитических
исследований PR, Российское общественное мнение "РОМИР". Этот тип
выборки не случаен, но это все, на что максимально можно рассчитывать в
российских исследованиях. Третий тип опроса - уличные опросы, они имитируют
случайную выборку. Они применимы в рамках больших крупных городов. Главный
плюс, что за короткое время можно собрать относительно большой банк информации.
В условиях избирательной кампании это очень удобно и необходимо. Четвертый
способ, получивший большую известность в последнее время, - опросы на выходе из
избирательных участков. Результаты получились крайне близкими.
Есть три основных понятия, которые используются
при рассказе о проведенных исследованиях. Первое - статистическая погрешность,
закон требует при проведении опроса опубликовывать статистическую погрешность.
Когда вам сообщают, что статистическая погрешность данного исследования 3 %,
это значит, если вы произведете 100 подобных выборок, то в 95 случаях ваши
результаты не должны отклонятся от первоначального результата более чем на 3 %.
Эта величина зависит от объема выборки, чем объем выборки меньше, тем величина
погрешности больше. Второй символ, который должен произноситься при
опубликовании социологических данных - статистически значимая разность между
двумя числами, цифрами. Например, публикуется опрос, по которому Путин имеет 52
% голосов, а Зюганов 30%. Если статистическая разность равна 5 %, то это
значит, что кандидаты А и Б имеют одинаковые шансы. Последний фактор -
репрезентативность или представительность выборки - не имеет математического
исполнения в чистом виде, это логическая категория, сложное понятие.
Ленинградская область, предвыборная ситуация,
люди ходят по улицам и ведут в массовом количестве интервью. А теперь
представьте - в воскресенье выборы, на этих выборах два реальных оппонента
имеют равные шансы. По замерам на вторник, среду - разницы никакой. Тогда одна
из команд ставит под ружье 5000 человек, которые идут опрашивать людей, их
задача - не провести опрос, а принудить людей к действию, задавая "нужным
образом" вопросы. Точная правильная кампания, и разница в 1-1,5 % будет
обеспечена. Это пример использования опросов общественного мнения как
инструмента предвыборной манипуляции.
И я повторюсь: социология к опросам общественного
мнения отношения не имеет. Но к социологии имеет отношение все, что связано с
мозгами и хорошими идеями. Мы же, говоря о социологических исследованиях, все
время скатываемся либо к рейтингу, либо к прогнозу - как проголосуют. А
общество между тем становится все более изнутри разнообразным. В этом отношении
достаточность знания, полученного количественным
Похожие материалы
Информация о работе
Тип:
Дополнительные материалы