Интеракционально-контекстные системы в психологии

Страницы работы

Содержание работы

Тема 6. Интеракционально-контекстные системы в психологии.

Гештальт-психология

Гештальт-терапия

Диалектическая психология

Интербихевиоральная психология

Оперантный субъективизм

Феноменологическая психология

Обязательная часть

1.Глоссарий

Гештальт

Психологическая защита (по Ф. Перлзу)

Диалектика

Интербихевиоральное поле

Q -метод

Смысл

2 Сравнительная таблица

Гештальт-психология

Гештальт-терапия

Диалектическая психология

Интербихевиоральная психология

Феноменологическая психология

Оперантный субъективизм

Основные положения

Понимание сознания строиться на принципе целостности Исследует целостные структуры, состоящие из психического поля, разрабатывая новейшие экспериментальные методы.

Это экзистенциальный, экспериментальный (основанный на опыте) и экспериментальный подход в психотерапии и консультировании, который ставит своими целями расширение опознавания человека и посредством этого достижение большей внутри личностной целостности,  наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром в целом, и с окружающими  людьми.  

Движущими силами развития личности являются её внутренние преобразования, необходимые для разрешения имеющихся интрапсихических конфликтов и преодоления вновь возникающих проблем во взаимоотношениях с внешним миром. В результате таких преобразований, личность, получает  возможность изменять и окружающую действительность.

Человек состоит из двух нередуцируемых сущностей: видимой части, или тела, и невидимой части, или души.

Основана на принципах феноменологии. Пытается избежать натурализации психического и стремится не к каузальному объяснению психической жизни, а к мотивационному ее осмыс-лению.

Методы исследования

Гештальтпсихологи разработали метод экспериментального исследования мышления — метод „рассуждения вслух“ и внесли такие понятия, как инcaйт, проблемная ситуация (М. Вертгеймер, К. Дункер). При этом возникновение того или иного решения в „продуктивном мышлении“ животных и человека трактовалось как результат образования „хороших гештальтов“ в психологическом поле. По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, "поле", в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными.

Основные категории

Методологические принципы

Близость. Стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.

Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе.

Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.

Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму.

Смежность. Близость стимулов во времени и пространствеСмежность. может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.

Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

«Здесь и сейчас» – основное понятие и принцип гештальт-терапии. «Незаконченное дело» - отражает задержанные чувства, которые влияют на актуальное поведение личности, деформируя его, вызывая новые конфликты и т.д

1. Употребление местоимения «я» вместо «мы», «он», «они». 2. Замена глагола «не могу» на «не хочу», «должен» на «предпочитаю». 3. Выяснение того, что стоит за словом «это». 4.Использование прямого обращения вместо описания кого-то в третьем лице. 5. Замена вопроса «почему» на вопрос «как», что не позволяет уйти в рассуждения, а обращает к чувствам. 6. Замена вопроса на утверждение.

1.Единство и борьба противоположностей.

2.Закон отрицания отрицания.

3.

можно выделить:1) его качественно-описательный характер; 2) ориентацию на переживание как предмет исследования; 3) использование рефлексивных данных; 4) отказ от любых теоретических допущений и выводов; 5) использование обыденного языка описания.

Отрасли применения

Гештальт-метод применяется не только в психотерапевтической практике, но и в других областях практической психологии, таких, как психология образования и организационное консультирование.

-клиническая психотерапия;

-семейная терапия;

-тренинги для людей, стремящихся к личностному росту и улучшению коммуникации;

-тренинги для представителей различных профессиональных групп (например, педагогов, менеджеров);

-гештальт-педагогика;

-консультирование организаций.   

Выводы

Вариативная часть

1Доклад -реферат по теме

  • Гештальт-психология
  • Гештальт-терапия
  • Диалектическая психология
  • Интербихевиоральная психология
  • Оперантный субъективизм
  • Феноменологическая психология

2. Критический анализ первоисточника

Автор на выбор из указанных направлений

3. Биографическая справка

1. Биографии ученых, относящихся к отечественным психологическим школам.

4.Эссе

1. «Основные различия гештальт-психологии и гештальт-терапии»

2. «Сравнительный анализ диалектической психологии различных стран (Россия, США,Китай)»

3. «Отличие интербихевиоризма от других направлений бихевиоризма»

4. Q –сортировка в исследованиях оперантных субъективистов и К.Роджерса (сходства и различия)

5. Перспективы развития феноменологического подхода в психологии.

Похожие материалы

Информация о работе