МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению практического занятия
по дисциплине «Ревматология» 6 курс
«Деформирующий остеоартроз (остеоартрит)»
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
Тестовый контроль 9.30- 9.45
Устный опрос студентов 9.45-10.15
Перерыв 10.15-10.30
Работа в отделении. Клинический разбор больных 10.30-11.15
Перерыв 11.15-11.30
Продолжением клинического разбора больных 11.30-12.10
Решение ситуационных задач письменно с последующим
устным разбором 12.10-12.40
ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ:
1. Причинные факторы формирования ОА
2. Клиническая характеристика суставного синдрома при ОА.
3. Дополнительные методы исследования, специфичные для ОА.
4. Рентгенологические стадии остеоартрита по Келлгрену.
5. Классификация ОА. Нарушение функциональных способностей суставов.
6. Дифференциальный диагноз суставного синдрома при ОА.
7.Купирование болевых ощущений при ОА.
8. Нормализация обменных процессов в хрящевой ткани
9. Рекомендации по коррекции образа жизни.
10. Показания к хирургическому лечению.
КАФЕДРА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ
МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой внутренних болезней медицинского факультета НГУ, д.м.н., профессор______________ Г.С.Солдатова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
Название темы: «Деформирующий остеоартроз(остеоартрит)»
1. Форма обучения: очная
2. Цикл: «Внутренние болезни»
3. Контингент обучающихся: студенты НГУ, курс 6
4. Продолжительность темы – 4 учебных часа
5. Цель: ознакомить слушателей с основными положениями диагностических и лечебных программ при деформирующем остеоартрите
6. Задачи: научить обучающихся принципам диагностики и лечения сотеоартрита
7. Код по унифицированной программе:
8. План изложения темы, последовательность её изложения:
1. Определение понятия остеоартроза, кодирование по МКБ-10.
2. Эпидемиология.
3. Этиология и патогенез.
4. Основные клинические симптомы и осложнения ОА.
5. Лабораторная и инструментальная диагностика, оценка индексов суставного синдрома при ОА.
6. Дифференциальная диагностика.
7. Терапевтическое лечение ОА.
8. Показания к хирургическому лечению.
9. Течение и прогноз.
10. Перечень оборудования, инструктивной и регистрирующей документации, объектов изучения: персональный компьютер с доступом в Интернет, принтер.
11. Методическое оснащение: тесты для программируемого контроля.
••
1. Краткое изложение материала в тезисном варианте: Деформирующий остеоартрит. Определение. Классификация. Физикальное обследование. Характеристика суставного синдрома. Лабораторная и инструментальная диагностика. Классификационные критерии гонартрита, коксартрита, деформирующего остеоартрита мелких суставов кистей. Индексы WOMAC, Lequesne. Лечение. Обучение больных. Режим и физическая активность. Применение специальных приспособлений. Физиотерапия. Симптоматические лекарственные средства быстрого действия, медленного действия. Локальная терапия. Хирургическое лечение. Прогноз.
Различают 2 вида ДОА:
1). Первичный ДОА – развивается на неизмененном хряще (преждевременное его старение).
§ Есть генетическая предрасположенность.
§ Эндокринный фактор (у женщин часто – в период климакса).
§ Микротравмы суставного хряща у спортсменов.
2). Вторичный ДОА – развивается на измененном хряще, чаще из-за:
§ Травмы
§ Врожденные нарушения статики (сколиоз, плоскостопие).
§ Слабость мышц и связок (гипермобильность суставов.
§ Артриты в анамнезе.
§ Нарушение конгруэнтности суставных поверхностей (напр. врожденная дисплазия бедра).
Т.е. при вторичном ДОА снижается резистентность хряща к обычной нагрузке.
Жалобы:
1). Боли в суставах (при нагрузке), усиливаются к вечеру, сильнее - в первую половину ночи. Характерны стартовые боли (при начале движения после длительной неподвижности). При ущемлении “суставной мыши” (кусочки отломившегося хряща) – боли резкие, невозможно совершить движение.
2). Тугоподвижность суставов с утра (но не > 5 минут, в отличие от РА). Это вызвано повышенной вязкостью синовиальной жидкости.
3). Хруст в суставе.
4). Изменение формы сустава.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.