Расстройство восприятия. Нарушение мышления (Методическая разработка практических занятий № 2-3 по дисциплине "Психиатрия")

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Занятие №2.

Тема 1. Расстройство восприятия.

Продолжительность- 4 часа

Цель занятия - изучить симптомы нарушений ощущения и восприятия, их особенности при различных психических заболеваниях. Научить методам выявления расстройств ощущений и восприятия.

Место занятия - учебная комната, психиатрическое отделение.

План занятий:

1.  Тестовый контроль

2.  Определение понятий ощущение, восприятие.

3.  Изменение восприятия по силе, чувственному тону: гиперестезия, гипостезия, анестезия, парестезия. Сенестопатии.

4.  Психосенсорные расстройства (деперсонализация, дереализация)

5.  Иллюзии, разновидности иллюзий (физические, физиологические, парэйдолические и т.д.)

6.  Галлюцинации. Классификация по степени сложности, по органам чувств, по содержанию, по условиям возникновения. Разновидности слуховых и зрительных галлюцинаций. Отличия истинных и псевдогаллюцинаций.

7.  Особенности нарушений восприятия при различных психических заболеваниях. Сравнительно-возрастной анализ различных форм расстройств восприятия.

8.  Демонстрация и разбор больных с расстройствами ощущений и восприятия (2-3 больных).

Контрольные вопросы:

1.  Дайте определение иллюзиям и галлюцинациям.

2.  Назовите классификации иллюзий и галлюцинаций.

3.  Проведите дифференциальную диагностику истинных и ложных галлюцинаций.

4.  Назовите объективные признаки расстройств восприятия.

Практические навыки:

Студенты должны овладеть методикой выявления расстройств ощущения и восприятия.

Учебные пособия:

Таблицы, методические рекомендации, письма, рисунки пациентов с расстройствами восприятия.

Рекомендуемая литература:

1.  Банщиков В.М., Короленко Ц.П., Давыдов И.В. Общая психопатология, М.,1971

2.  Коркина М. В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е.  Психиатрия, М., 1995

3.  Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия, М., 2000

4.  Кандинский В.Х. О псевдогаллюцинациях, 1952

5.  Ушаков Г.К. Детская психиатрия, 1973

Составила: асс. Кудрина В.В.

Методическая разработка утверждена на заседании кафедры в сентябре 1999г.

Занятие № 3

Тема - нарушение мышления

Продолжительность- 4 часа

Цель занятия - усвоить место мышления в познавательной деятельности человека. Изучить симптомы нарушений мышления и их нозологическую принадлежность.

Научить распознаванию расстройства мышления и методам их выявления.

План занятия:

1.  Тестовый контроль  студентов с разбором неверных ответов.

2.  Определение понятия мышления. Этапы мыслительного процесса – анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация.

3.  Патология ассоциативного процесса. Нарушение темпа мышления (ускорение,  замедление). Нарушение стройности мышления (разорванность, бессвязность, вербигерации, обрыв мыслей, паралогическое мышление). Нарушение целенаправленности мышления (патологическая обстоятельность, персеверации, резонерство, символизм, аутистическое мышление).

4.  Патология суждения (навязчивые, сверхценные, доминирующие, бредовые идеи).

5.  Навязчивые состояния (навязчивые страхи, желания, действия и т.д.)

6.  Бредовые идеи, понятие, первичный и вторичный бред. Бредовые синдромы (паранойяльный, параноидный, парафренный). Разновидности бредовых идей по содержанию.

7.  Синдром психического автоматизма Кандинского-Клерамбо,

8.   Возрастные особенности формирования бредовых идей.

9.    Демонстрация и разбор больных с различными формами нарушения мышления.

Контрольные вопросы:

1.  Перечислите основные нарушения ассоциативной деятельности.

2.  Дайте определение бреда и расскажите о классификации бредовых идей.

3.  Назовите сравнительные признаки паранойяльного, параноидного, парафренного синдромов.

4.  Назовите отличия доминирующих идей от сверхценных.

5.  Проанализируйте основные симптомы, составляющих структуру развернутого синдрома Кандинского-Клерамбо.

6.  Особенности  расстройства процесса мышления у детей и подростков.

Практические навыки:

Студенты должны овладеть методикой выявления расстройств мышления.

Учебные пособия:

Таблицы, методические рекомендации, письма, рисунки пациентов с расстройствами мышления.

Рекомендуемая литература:

1.  Банщиков В.М., Короленко Ц.П., Давыдов И.В. Общая психопатология, М.,1971

2.  Коркина М. В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е.  Психиатрия, М., 1995

3.   

4.  Кандинский В.Х. О псевдогаллюцинациях, 1952

5.  Ушаков Г.К. Детская психиатрия, 1973

Составила: асс. Кудрина В.В.

Методическая рекомендации утверждена на заседании кафедры в сентябре 1999г.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психиатрия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
34 Kb
Скачали:
0