Причины возникновения культуры Возрождения. Культура Ренессанса в XVI-XVII веках, страница 9

На основании изученной литературы и источников можно сделать следующие выводы. Главная цель автора утопии разъяснить читателю, каким должно быть лучшее из государств. Он стремится продемонстрировать нам идеал. Он ожидает, что его читатель всерьез и надолго поверит в возможность того, о чем рассказано, при всей сомнительности географического положения утопии. Экспериментаторство в плане географического размещения вносит в повествование элемент экзотики, облегчает сатирику задачу обличения, помогает свободно восхвалять идеальные установления. “Нигде” в утопической литературе означает, что описываемое может произойти “везде”. Речь в утопическом романе идет не об описании жизни, а о создании жизненного подобия, дабы была доказана заявленная доктрина. Остров, Луна или Солнце – место, на котором автор строит свой карточный домик. Утопия действует на примере показа. Утопический текст – четкая конструкция. Это закрытый лабиринт, путь по которому определен и неизменен, ибо он снабжен указателями. Во многих утопиях одно из главных составляющих счастья и гармонии общества является общий язык. Наличие общего языка подразумевает отсутствие этнических проблем, единство культурного процесса и, в целом, значительно большую предсказуемость развития общества, его управляемость. У целого ряда авторов введение общего языка моментально гарантирует социальную гармонию. Почти все утопии жестоки. В этих идеальных сообществах царят принуждение и регламентация. Это, по видимому, может быть объяснено тем, .что утопия есть вполне естественное отчаянное бегство от хаоса, произвола, расточительности, неуверенности, распущенности – всего того, что присуще всем человеческим обществам. Утописты редко могли представить себе свободного разностороннего человека, поскольку в каком-то элементарном смысле они чувствовали, что люди и так дьявольски безалаберно свободны. Как могли они рассчитывать на разнообразие и непохожесть людей в обществе, когда их глубочайшим желание было стремление к чуду упорядоченности, способной дать хоть толику достоинства, цели и смысла, их жизни посреди того пустого произвола, которым была отмечена и омрачена действительность.

Утопией поднимающейся буржуазии была идея “свободы”. Она содержала элементы, которые взрывали структуру данного социального бытия с целью создания нового социального порядка, и после утверждения идеи были частично реализованы. Свобода в смысле уничтожения цеховых и сословных ограничений, свобода мысли и слова, политическая свобода и беспрепятственное самовыражение личности стали в значительной степени реализуемой возможностью. Существенно здесь то, что в это время открывались новые пути достижения рая. Один из них показали ранние возрожденцы – земное царство мира и справедливости. Другой открыли Колумб и Америго Веспуччи – зеленеющие земли экзотической надежды и доброй удачи; еще один путь показали утописты. За ними последуют другие первопроходцы – мечтатели и провидцы, исследователи и авантюристы, гуманисты и пророки, ищущие новый образ жизни для человека в его теперешнем земном существовании. Утопия была далекой реальностью, находящейся за морями. Утопия была “Америкой”, которая, возможно, и есть Эдем. И такой ей суждено остаться вплоть до Скотта Фицджеральда – “нетронутым зеленым лоном нового мира, пронизанного музыкой последней и величайшей человеческой мечты о неимоверном будущем счастья”.


Использованная литература:

1.  Утопия и утопическое мышление, антология зарубежной литературы. Под редакцией Чаликовой В.А. М. :Прогресс, 1991.

2.  Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.

Учебные пособия:

3.  Соколов В.В. Европейская философия XVI-XVII вв. М.:Высш.Школа, 1996.

4.  Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.:Высш. Школа, 1980.

Источники:

5.  Антология мировой философии в 4-х томах. М., 1970, Т.2.

6.  Кампанелла “Город Солнца”, М., 1954 г.



[1]   На политической арене Макиавелли появляется в возрасте около 30 лет, когда весной 1498 года избирается на должность секретаря второй канцелярии, а затем - секретаря совета Десяти - правительства республики. На протяжении 14-ти лет он выполняет множество важных политических и дипломатических поручений флорентийской сеньории. После падения республики и восстановления власти Медичи Макиавелли оказывается отстраненным от дел. Только в 1526 году его призывают для организации обороны Флоренции, он пытается объединить усилия итальянских государств и переживает полное крушение последних надежд.