Причины возникновения культуры Возрождения. Культура Ренессанса в XVI-XVII веках, страница 5

Им были созданы главные литературные произведения: “Рассуждения на первую декаду Тита Ливия” и книга “Государь”.  Объектом изучения для Макиавелли становится мир человеческих отношений и поступков, прежде всего история и ход образования, возвышения и гибели государств. Государства достигают вершин величия, гражданской доблести и могущества, затем разлагаются. Это вечный круговорот. Круговорот этот рассматривается в сочинениях Макиавелли как результат воздействия судьбы - Фортуны, отождествляемый с Богом и обозначаемый также именем Необходимости. Но политика не есть безличный “ход вещей”, в ней Судьба означает ту объективную среду, ту совокупность условий, в которой вынужден действовать человек. А потому успех человеческого деяния зависит от того, в какой мере человек-деятель, политик - сумеет ее понять, к ней приспособится и в то же время ей противостоять. Макиавелли был первым теоретиком политики. Политика рассматривается им автономно, как самостоятельная область человеческой деятельности, имеющая свои собственные цели и свои законы. Моральные соображения у Макиавелли всегда подчинены целям политики. Политическая деятельность имеет единственный собственный критерий оценки, заключенный в ней самой: критерий этот - польза и успех, достижение поставленных целей. Государь Макиавелли - это разумный политик, применяющий на практике правила политический борьбы, ведущий к политическому успеху. Реальная политическая действительность не оставляет места для прекраснодушных мечтаний: “Ведь тот, кто хотел бы всегда исповедовать веру в добро, неминуемо погибает среди столь многих людей, чуждых добра. Поэтому Князю, желающему удержаться, необходимо научиться умению быть недобродетельным и пользоваться или не пользоваться добродетелями смотря по необходимости”. В сущности, Макиавелли провозглашает  в качестве закона политической морали правило “цель оправдывает средства”. Однако, целью этой является, по Макиавелли, вовсе не частный, личный интерес правителя, но “общее благо”, которое он не мысли вне создания сильного единого национального государства. Автор “Государя” отдает предпочтение монархии в ущерб республике, так как современная ему действительность, европейская и итальянская, не давала реальных перспектив создания государства в республиканской форме. [4].


3.3 Социальные утопии.

Наиболее радикальной формой оппозиции как феодальным порядкам, так и апологии абсолютистского государства явилось в эпоху Возрождения возникновение утопий. Здесь нужно назвать прежде всего таких деятелей, как Томас Мор, Томмазо Кампанелла и Сирано де Бержерак.

Слово “утопия” было составлено Томасом Мором из двух греческих корней и означает “место, нигде не существующее”. Но никоим образом не следует считать вышеуказанных авторов родоначальниками сложившегося жанра.

Утопии создаются и от отчаяния, и от надежды. Это модели стабильности, рожденные в атмосфере противоречий. Утопия представляет собой последовательное описание воображаемого, но локализованного во времени и пространстве общества, построенного на основе альтернативной социально-исторической гипотезы и организованного - как на уровне институтов, так и человеческих отношений, совершеннее, чем то общество, в котором живет автор. [1,с.8]. История снабдила нас представлениями о некогда существовавших обществах, например, о Спарте времен Ликурга, известной благодаря сочинениям Плутарха и отсылках во многих утопических трудах. Существовавшее ранее могло рассматриваться в качестве примера для существующего сейчас. Законы и задачи прошлого становились образцом законов и задач настоящего. Такова цель противопоставления Афин и Атлантиды в “Тимее” и в “Критии”. [1, с. 98]. Однако наиболее полное описание путешествия в несуществующую страну периода античности мы имеем в “Государстве Солнца” Ямбула (II в.), дошедшем до нас в кратком пересказе Диодора Сицилийского: на семи островах Солнца, расположенных непосредственно на линии равноденствия, где климат мягок, а природа щедра и обильна, живет народ, по простоте существования доходящий до стоицизма, которому неведомы пороки нашего времени. На островах Солнца живут по “законам природы”. Но даже когда эта природа сходна с нашей, она остается для нас недостижимой. И всякий, случайно попавший в ту страну путешественник не в состоянии уподобиться ее обитателям, а потому он достоин лишь презрения и изгнания. Не в следовании законам природы кроется путь к совершенству; совершенство есть свойство, изначально данное природой. Французский исследователь Труссон утверждает: “С конца эллинистического периода жанр утопии обретает узаконенное и самостоятельное существование: Он не возник из ничего в XVI столетии, а лишь воспроизвел то, что греческий гений дал миру 2 тысячелетия назад, как в области формы, так и в плане содержания”.  [1, c. 101]