Причины возникновения культуры Возрождения. Культура Ренессанса в XVI-XVII веках, страница 8

В государстве Солнца существует разделение труда. Важнейшее проявление этого – отделение труда умственного от физического. Здесь Кампанелла тоже ориентировался на платоновское “Государство”, но видоизменил его идеи в соответствии с задачами своей эпохи. Государством управляют специалисты, которым повезло при рождении. Самый одаренный из них – Метафизик, стоит во главе государства, он же является первосвященником. Кампанелла именует Метафизика “Солнце” и обозначает его с помощью солнечного символа. Его предельно глубокое знание всех принципов метафизики и теологии органически включает в себя и знание наук физических, математических, астрологических, исторических, а также он владеет искусством живописи и ремеслами. В условиях умножавшейся специализации научного знания Метафизик олицетворяет его высшее единство. Но управлять солнечным государством в одиночку он не в состоянии. При нем имеются три соправителя, реализующие три основных принципа бытия – Мощь, Мудрость и Любовь. Мощь руководит военным делом, Мудрость – науками, а Любовь – питанием, деторождением и воспитанием. Эти правители назначают всех остальных специалистов (Грамматика, Логика, Физика и др.). Всех начальствующих в городе Солнца – лишь 40 человек. Иерархия целиком зависит от их личных способностей и познаний. Дважды в месяц в государстве Солнца собирается Большой совет – народное собрание, которое может сменять правящих лиц за исключением высшей четверки – Метафизика и трех его помощников. Но они обязаны уступить руководящие места, как только появляются лица, превосходящие их своими талантами. “Законы их немногочисленны, кратки и ясны. Они  вырезаны все  на медной доске у дверей храма,  то есть под колоннадой; и на отдельных колоннах можно видеть определение вещей в метафизическом, чрезвычайно сжатом стиле; именно: что такое Бог, что такое  ангел, мир, звезда, человек, рок, доблесть”. [6] В Солнечном государстве нет моногамной семьи: “Если кто-нибудь страстно влюбится в женщину, то влюбленные могут и  разговаривать, и шутить,  и дарить  друг  другу венки из цветов или листьев,  и  подносить  стихи.  Однако,  если  это  может  быть  опасно  для потомства, совокупление  им ни в  коем  случае не  разрешается”.[6] Браки совершаются только в порядке государственных декретов, которые издает помощник Метафизика по делам Любви. Мужья и жены являются таковыми только в моменты декретированного сожительства. Они даже не должны знать друг друга. Дети после вскармливания грудью немедленно отбираются у матери государством и воспитываются в особых учреждениях не только без всякого общения со своими родителями, но даже и без всякого знакомства с ними.[3, с. 160]. 

У Кампанеллы поражает смешение языческих, христианских, возрожденческих, научных, мифологических и целиком суеверных воззрений. 

Еще одним утопистом был Сирано де Бержерак (1619-1655), философ и поэт.

Ему принадлежат романы-утопии “Иной свет, или государства и империи Луны”, а также “Космическая история государств и империй Солнца” (это произведение не окончено). Считается, что в этих романах Бержерак опирался на книгу английского епископа Френсиса Гудвина “Человек на Луне”. Герой первого романа улетает на созданном им затейливом аппарате с реактивной тягой на Луну и обнаруживает там обитаемый мир, “земной рай”. В нем есть и древо жизни, и древо познания добра и зла. Однако острый язык героя не дает ему покоя, его изгоняют. Он попадает в государство четвероногих существ, а затем возвращается на Землю. Во время путешествия его сопровождает “демон Сократа”, высказывающий материалистические взгляды. 

Поводом к написанию второго романа, видимо послужила короткая встреча Бержерака с Кампанеллой. Герой “Государств Солнца”, которому надоело скитаться по Земле, вместе с птицами улетает на Солнце. Он оказывается сначала в царстве живых деревьев, потом в царстве птиц и в царстве философов, где встречает Кампанеллу и беседует с ним на философские темы.

4.Заключение.