Расчет массы топлива и объемов баков проводится по формулам /1/. Используется формула К.Э.Циолковского. Массы окислителя и горючего:
, , где – масса топлива; .
При построении ККСх КА выбирается форма баков, их число, форма агрегатного отсека (АО) и приборного отсека (ПО), определяется число шар-баллонов с газами, элементы несущих конструкций; определяются их размеры. Массы АО и ПО определяются таблицей, приведенной выше. Процесс компоновки – итерационный. Поэтому следует нарисовать несколько вариантов черновых эскизов. Рекомендуется использовать изображения аналогов и прототипов.
Лучшей считается компоновка, при которой продольный размер КА наименьший. По размещению ККСх в зоне полезного груза судят о резерве объема.
Чертеж ККСх КА без ПН исполняется по правилам теоретического чертежа и требованиям изображения ККСх (состоит из схем рассчитанных элементов, соединяющих их элементов несущих конструкций, исполняется в масштабе, имеет габаритные размеры и штамп). Основная надпись штампа – «Конструктивно-компоновочная схема КА». Элементы сопровождаются надписями. Указывается плоскость стыка КА с РН.
В процессе выполнения ККСх необходимо провести частичное согласование характеристик КА с характеристиками суперсистемы, характеристиками космического комплекса.
В записке кратко излагается последовательность исполнения ККСх, требования и ограничения, приводятся значения допустимого и достигнутого в процессе компоновки продольного размера КА.
8. Расчет инерционно-массовых характеристик
Расчет инерционно-массовых характеристик КА выполняется по компьютерным программам, составленным по формулам /1/. Указывается привязка строительных осей к КА. В состав расчетной схемы включаются отсеки и СБ. Целесообразно включить в состав расчетной схемы элементы большой массы. Принимается допущение о том, что массы всех частей равномерно распределены. Определяется положение центра масса и массовые моменты инерции относительно трех осей в строительной системе координат для варианта полной (стартовой) массы. В пояснительной записке приводятся их значения.
Стоимостные характеристики жизненного цикла КА и его составляющих рассчитываются по компьютерным программам, записанным по формулам /1/.
На этапе КП студенты могут повышать качество новыми техническими решениями, усовершенствованными ММ, использованием прогрессивных методов и методик расчета, оптимизациями, системным синтезом и т.д. Лучшее решение определяется при помощи критериев. Разработка новых программ позволяет повысить оперативность проектирования, снизить затраты на разработку и пр.
10. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Никольский В.В. Основы проектирования автоматических космических аппаратов. Учебник. С-Пб.: БГТУ "Военмех", 2007. 230 с.
2. Гущин В. Н. Основы устройства космических аппаратов. Учебник для вузов. М.: Машиностроение, 2003. 272 с.
3. Никольский В.В. Проектирование космических аппаратов. Учебное пособие. С-Пб.: БГТУ "Военмех", 2003. 121 с
Дополнительная:
1) Авдуевский В.С., Успенский Г.Р. Космическая индустрия. -М.: Машиностроение, 1989. 568 с.
2) Алемасов В.Е. и др. Теория ракетных двигателей. М.: Машиностроение, 1986. 533 с.
3) ГОСТ 2.105-95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам.
4) Космонавтика. Энциклопедия. Гл. Ред. В.П.Глушко. -М.: Сов. Энциклопедия, 1985.
5) Механика космического полета. Под редакцией В.П.Мишина. –М.: Машиностроение, 1989. 408 с.
6) Никольский В.В. Системное проектирование транспортных космических аппаратов. Учебное пособие. С-Пб.: БГТУ "Военмех", 2001. 101 с.
7) Основы проектирования летательных аппаратов (транспортные системы). Под ред. Мишина В.П. М.: Машиностроение, 1985. 360с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.