Европейское космическое агентство, страница 2

В соответствии с Конвенцией деятельность ЕКА может быть обязательной или факультативной. В обязательной деятельности, которая охватывает, в основном, научные программы, участвуют все без исключения члены организации.[2]

Помимо разработки и выполнения научных программ (в том числе по спутникам и космическим системам) обязательная деятельность включает выполнение таких основных функций, как изучение будущих проектов, проведение технологических исследований, обучение специалистов, сбор и распространение необходимой информации с целью предотвращения дублирования усилий и обеспечения гармонизации национальных и международных программ, поддержка постоянных контактов с потребителями космической техники.

Все государства участвуют также в факультативных программах, если официально не заявят о своем нежелании участвовать в них. 80% деятельности ЕКА посвящено реализации факультативных программ. Эти программы включают работы над средствами запуска и предоперационного испытания прикладных спутников (связи, дистанционного зондирования, метеорологии). По просьбе потребителей, которые берут на себя все расходы, ЕКА может создать соответствующий космический комплекс и осуществить запуск спутников прикладного назначения. Более того, ЕКА содействовала созданию новых европейских организаций (ЕВМЕТСАТ, ЕВТЕЛСАТ).

Для обеспечения координации национальных программ и их интеграции государства-члены должны заранее предоставлять ЕКА информацию о проектах своих новых космических программ, с тем, чтобы ЕКА способствовало проведению консультаций по этим проектам и привлечению к участию в них других государств-членов.

Промышленная политика ЕКА должна отвечать потребностям европейской космической программы и скоординированных национальных программ сточки зрения стоимостной эффективности. Эта политика призвана улучшать конкурентоспособность европейской промышленности на мировом рынке за счет развития космической технологии, а также гарантировать участие всех государств — членов ЕКА на справедливой основе (с учетом их вклада) в европейской космической программе и развитии космической технологии.

При осуществлении своих планов ЕКА должно в максимальной степени отдавать предпочтение промышленным возможностям государств-членов. Это касается заключения ЕКА контрактов с промышленными предприятиями государств-членов. От имени ЕКА такие контракты заключаются Генеральным директором организации. Политика ЕКА по заключению контрактов детально регламентируется в Приложении V к Конвенции.

Согласно ст. XIV Конвенции, по решению Совета ЕКА может сотрудничать с государствами не членами, их организациями и другими международными организациями. Соглашение о сотрудничестве требует единогласного одобрения Советом, который уполномочивает Генерального директора подписать его. Сотрудничество касается как обязательных, так и факультативных программ. Соглашение может наделить государств не члена правом голоса в Совете по вопросам, касающимся исключительно программы, в которой это государство участвует. Конвенция предусматривает различные формы международного сотрудничества ЕКА с государствами не членами. Одной из форм является непосредственное участие государства не члена в программе ЕКА.  Другой формой является наделение государства не члена статусом ассоциированного члена. В течение определенного времени такой статус рассматривался в качестве первого шага на пути присоединения к Конвенции. Таким статусом были наделены Австрия и Норвегия до их присоединения к Конвенции. После просьбы Финляндии о наделении ее статусом ассоциированного члена Совет решил установить грань между ассоциированным статусом и присоединением к Конвенции. Следовательно, статус ассоциированного члена присваивается государству, которое не соответствует требованиям, необходимым для присоединения к Конвенции. Ассоциированный статус предоставляется на 5 лет. В 1986 году такой статус получен Финляндией. Это облегчило предоставление Финляндии 31 декабря 1994 г. полного членства в ЕКА. [3]