Краткие ответы на экзаменационные вопросы по философии (онтология, даосизм, буддизм, натурфилософы, эллинизм), страница 3

31. Первый позитивизм. (Конт, Милль, Спенсер, Э.Литтре, П.Лаффит, И.Тэн,
Э.Ж.Ренан и др.); Огюст Конт (1798 - 1837). "Система позитивной
политики". Позитивное знание. от метафизических абстракций (бытие,
сущность, причинность). 30-70 гг 19 в. 3 стадии интелл. Эволюции чел-ва:
теологическая, метафизическая, позитивная. Мир - опыт, структуру к-о
сост. Ощущения. Учение о принципах коардинации, неразрывной связи
субъекта и объекта, Источник знания - конкретные эмпирические науки. По
Конту, весь соц.механизм основан на мнениях. -> полит и нр.кризис.
Твердость и определенность в вопросе об основаниях - усл. Порядка.
Единение принципов его уничтожит. Преодоление материализма и идеализма.
Описание и систематизация. Опора на достижения науки. Подмена ф.
предмета и метода конкретно-научным предметом и методом.

32. Махизм. 2 этап позитивизма. Мах, Р. Авенариус. (критика опыта)
"Материализм и эмприокритицизм" Ленина. Субъективный идеализм. К. 19 в.
Отрицание объективного сущ-ия материального мира. Вещи - явления
сознания, сочетания ощущений. Не различали источник ощущений и
психофизиологический механизм. Против деления качеств на объективные
первичные (форма, объем) и субъективные вторичные (цвет, звук), т.к. 1
ощущению могут соот. разные св-ва вещей (белый = смесь электромагнитных
св-в всех длинных волн видимог спекта или смесь любой пары
дополнительных цветов), тогда эти св-ва (цвет, запах) необъективные =
наши ощущения. Мир беззвучен, лишен красок. науки - описание "ощущений".
влияние на становление неопизитивизма.

33. Неопозитивизм. аналитическая философия (Куайн, Поппер, Айдукевич,
Г.Райл, Дж.Уисдом, П.Строссон, Дж.Остин, М.Блэк, Н.Малкольм, Н.Гудмен,
А.Пап и др.) и Венский кружой (логический П. (Шлик, Карнап, Нейрат,
Ф.Вайсман, Г.Фейгль, Г.Ган, В.Крофт, Ф.Кауфман, Гедель и др.);
Объединение логических теорий (позитивизма, эмпиризма, лингв. Анализа,
критич.рационализма). Связь теор. деятельности логическим языком науки
(фиксация, классификация). Отождествление объекта с теорией объекта. - ?
о сущ-ии объективного мира, замыкание ф. на познавательной проблематике
логики и математики. Ф-ие и моральные высказывания бессмыслены, т.к. они
- общие, и не м.б. верифицированы. Рассм. Правила языка в отрыве от
объективного мира. Прагматика, семантика и семиотика = описания языковых
игр => ф. и наука = яз. образования, имеющие статус условной игры.
Познание = биологич. конструкт на основе чувств. данных. Несколько
человек проводят верификацию, чтобы б. объективность. Сейчас смягчился:
анализ обыденной речи, ф. проблем (методы моделирования. Структур.
Анализа). 3 типа осмысления предложений: об эмпирич. фактах 2)
логич. следствия из 1 3)логики без 1, нужные для преобразования знаний.

34. Артур Шопенгауэр (1788 - 1860). "Мир как воля и представление".
Волюнтаризм. Нем.романтизм.мистика. Уменьшение роли разума за счет
эмоций и воли (ед. неутомимая энергия всех личных воль, свободеное
хотение, а не придаток разума). Бессознательные мотивы. Мир - зеркало
волнений первоволи. Нелеп и бессмысленен. Воля пожирает сама себя =>
травля, боязнь, страдания. Познаваемость всего сущего (интуитивное,
отвлеченное, рефлективное, совершенное = созерцание без интересов воли и
практики). Счастье = освобождение от страданий. Но потом следуют новые
или скука. Самосохранение = цепь мучительных смертей. Сострадание =
этич. принцип. Выход = аскеза. Апология самоубийства. Все к худшему в
этом худшем из миров. Укрощать волю и не увеличивать зло.

35. Серен Кьеркегор (1813 - 1855). "Или-или", "Страх и трепет". Датский
теолог. Философия жизни. Недоверие к разуму. Идеального начала нет.
Экзистенциальное мышление (вн.дух.жизнь, переживания, существование в
полной мере) конкретно и имеет смысл. Рефлексия самонаблюдения.
Неустойчивость бытия, обреченность на смерть. Чел. - смысл мировой
эволюции. Критика аб.подхода к чел. = потеря индивидуальности. У каждой
эпохи своя безнравственность. Индивид самоценен, но одинок и беспомощен.
Выход - общение с богом. Вера - иррац. Начало, коренящееся в воле. 3
типа сущ-ия (нахождения bw богом и природой):эстетич., этич., религ.
Трагедия - в разъединении с богом. Вера - отказ от логики и этики.
Критерий истинности = убежденность. Зов сердца, но борьба с соблазном.

36. Ницше (1844 - 1900).. "Чел-ое слишком чел-ое" "веселая наука" "так
говорил заратустра" "по ту сторону добра и зла" "воля к власти".
Индивидуализм, волюнтаризм, иррационализм. Мир - вечное возвращение
одного и того же. Вещь устойчива, воля - движ. Сила. Ф. жизни.
Телесность и биологическое начало в человеке. Интеллект сохр. Инстинкты.
Мышление метафорично. За любовь к судьбе и соц. Иерархию. Критика морали
= розлагает. Сверхчеловек = культ сильной личности. Воля к власти (к
св., справедливости, любовь к чел-ву). Дионисийское и апполоновское
начала в иск-ве. Рац. Познание - только истина бессмысленности жизни.
Смерть бога. Незнание сообщает жизни смысл. За обращение к будущему.

37. Прагматизм. Чарльз Пирс (1839-1914). К. Джемс (1859-1952), Ричард
Рорти. От греч. Дело, действие. Ф. как метод решения практических
проблем. Д. = основная форма жизни, совершается сознательно. Прагматизм
- особая теория истины, выявляющая практические последствия каждого
действия. Истина - работоспособность идеи. Опыт - поток сознания, из
которого путем наименования выделяют отдельные части. Познание -
прагматическая вера, основанная на успешности действий. Практический
интерес - причина поиска истины (непротиворечивого знания).
Непознаваемый остаток. Критика Ф. за отрыв от жизни, абстрактность,
созерцательность.

38. Психоанализ. Фрейд, Юнг, Альфред Альдер, К. Хорни, неофрейдисты
(Вильгельм Рей, Герберт Маркаузе, Эрик Фромм). "Я и оно" "Будущее 1
иллюзии" "Психология масс". Теория бессознательного. Подсознательное
осущ.цензуру. Либидо. Конфликт bw я,оно и сверх-я. Религия=массовый
невроз. Любовь к лидеру. Совокупность архетипов =
колл. бессознательное=проообразы, к-м приспосабливались через объяснение,
к-е достигают сознания через символы и выводят психику в демоническое и
фантастическое. Фромм: соед. Фрейда и марксизма: антропологическая
основа опред. Способ сущ-ия. Типы соц.хар-ов: экспулататорский,
накопительский, рыночный. Решения проблем: мазохистский, садистский,
деструктивсистский, реформаторский. Неуверенность -> стремление к
разрушению или растворению в толпе. Приложение "глубинной психологии" к
чел. и соц. бытию, конституирование мировоззренческих
представлений.Конфликтность чел.природы. репрессивность культуры.