Тмутаракань в истории Восточной Европы, страница 2

Археологические данные позволяют утверждать, что по крайней мере с середины VIII века по первую треть IX века арабское серебро поступало на север минуя Нижнюю Волгу по Северскому Донцу до водораздела на территории нынешней Белгородской области. Отсюда через реки Сейм и Свапу открывался проход на Оку, по ней же в районы, находившиеся под властью руси, а по Десне на Верхний Днепр и Западную Двину. Именно на этих маршрутах обнаружены клады с наиболее ранними арабскими монетами, датируемые периодом с 786-833гг. По всей вероятности, перевозки серебра осуществлялись с перевалочной базы в Причерноморье пусть не самым удобным, но неохраняемым маршрутом по хазарским землям. Во всяком случае, создается впечатление, что Тмутараканское княжество на Тамани существовало задолго до его первого упоминания в летописи.

Персидские историки упоминают о появлении русов на Каспийском море около 880 г., затем в 909 и 910 годах. В 913-914 годах русы вновь появились на Каспии на 500 судах, по 100 человек в каждом. Миновав Дагестан, они обосновались на одном из островов близ Баку и несколько месяцев господствовали на море. В это же время другой отряд русов высадился на юго-восточном берегу Каспия близ Ферахабада. Он взял большую добычу, но, возвращаясь домой, около устьев Волги был разбит хазарами. Эта неудача на Волге побудила Русь в 944 - 945 годах выбрать другой путь для похода на Кавказ. По Черному морю русы направились вдоль Кавказского побережья, а затем сушей к северу от Кавказского хребта вышли к Дербенту. Во время похода был взят крупный и богатый город Бердаа. Видимо с походом 944-945 гг. следует связывать появление славянского населения в Тмутаракани (Таматархе).

Древнейшее описание Тмутаракани  как крепости Таматарха сделано в сер. X в. Константином Багрянородным (в 42-й главе соч. «Об управлении империей»). Араб. географ XII в. ал-Идриси говорит о «Матархе» как о большом, владеющем обширными землями процветающем городе, на ярмарки которого собираются люди как из ближних, так и из самых дальних стран. Раскопки показали, что город имел квартальную планировку и мощеные улицы. Русские князья завладели им, очевидно, после разгрома Хазарии (965). В 988 при разделе князем Владимиром городов между своими сыновьями Тмутаракань досталась Мстиславу, упомянутому в Слове. На месте города сохранились фундаменты церкви, построенной там Мстиславом в 1023 в честь победы над Редедей.

Тмутаракань представляла собой крупную политическую единицу, центр обширных владений Древнерусского государства в Северо-Западном Предкавказье. Под контролем княжества находились Кубань и Приазовье, а также Восточный Крым. Но, пожалуй, наиболее значительным был контроль города над Керченским проливом — важнейшим звеном торгового пути на Восток, «из грек в хазары». Начинаясь в Византии, путь проходил через Керченский пролив в Азовское море и далее шел по Дону, откуда через переволоку купцы попадали в Волгу, следуя дальше в Каспийское море. Появлению русского населения в этих областях предшествовала активность славян на протяжении IX — первой половины Х вв. на Черном, Азовском и Каспийском морях. Окончательное закрепление города за Древней Русью произошло после разгрома князем Святославом Хазарского каганата. Однако вряд ли русский компонент составлял значительную часть населения в этнически разнородной Тмутаракани, по-прежнему игравшей роль крупнейшего торгового центра. Уничтожение Святославом хазарской администрации в проливе и первое появление русских дружин на его берегах, видимо, внушали коренному населению уверенность в более надежной защите от кочевников.

Следует отметить, что население Таманского полуострова всегда было полиэтничным по своему составу, прежде всего в силу географического фактора. Крупный торговый город должен был отличаться известной демографической пестротой и, без сомнения, включал в свой состав разнообразный конгломерат этнических общностей, связанных с торговлей, — греков, арабов, русов, алан, армян, различных кочевнических народностей (печенеги, огузы, половцы). Однако значительную часть населения приморских торговых городов составляли евреи, именно их источники именуют «козарами». После разгрома Святославом каганата хазарские города утратили свое экономическое и политическое положение, и часть купечества перебралась из них в города Древней Руси. Тмутаракань не стала исключением. И надо отметить, что местоположение Тмутаракани как нельзя лучше отвечало потребности восстановления торговых связей Востока и Запада, проводником которых и выступало хазарское купечество.