вопроса, большинство
философов признают познаваемость мира. Однако, в философии существует
направление агностицизм, сторонники которого отрицают возможность познания
мира. (Кант, Юм) Философии имеет определенную структуру. С точки зрения
классического представления внутри философии выделяются следующие разделы или
части: 1)онтология (философское учение о бытии, о существовании).
2)гносеология (философская теория познания). 3)философская антропология
(наиболее общие и существенные проблемы человека). 4)социальная (изучение
наиболее общей характеристики общественной жизни). 5)философия истории
(рассматривает наиболее общие вопросы, связанные со смыслом и целью общественной
жизни, с ее движущими причинами). 6) этика (учение о нравственности, ведущая
тема- размышление о добре и зле). 7)эстетика (учение о красоте, о прекрасном,
главный предмет размышления- прекрасное и безобразное). 8)история философии
(рассматривает историю развития философии). Философия выполняет функции: 1)мировоззренческая
(философия формирует представление об устройстве мира и месте в нем
человека). 2)методологическая. Метод - средство исследования. Основные
философские методы: а)диалектика- учение о всеобщей связи и развитии.
б)метафизика – отрицает диалектику. 3)прогностическая функция. В рамках
философии формируются гипотезы об общих тенденциях развития мира и человека,
материи и сознания. 4)критическая. Философы исходят из принципа: подвергать
все сомнению. 5)аксиалогическая. Философия содержит в себе момент оценки
исследованного объекта с точки зрения различных ценностей. 6)социальная.
Философия не только объясняет мир, но и способствует его изменению как
материальному, так и духовному. 7)гуманитарная.
|
Вопрос
51 Закон двойного отрицания. Суть закона отрицания отрицания заключается в том, что
процесс поступательного развития происходит в относительной повторяемости,
как бы по пройденным ступеням. Но повторение каждый раз происходит на более
высоком уровне с применением новых элементов, материалов, технологий и т.д.
Можно сказать, что процесс развити происходит по спирали. Наиболее ярко это
заметно в моде. Закон отрицания отрицания. Всякое развитие есть определенным
образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания
отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы
переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать
противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание
составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только
отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не
останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное
качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития
представляет собой процесс отрицания отрицания. В результате этого
нарастающего отрицания отрицания получается движение предмета от простого к
сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного,
временного отступления назад и т. д. Закон отрицания отрицания дает
обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь,
поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного
качеств. состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на
более высоком уровне некоторые черты старого качества. Словом, этот закон
выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь
между различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и
преемственность между старым и новым. Развитие совершается так, что высшая
ступень развития выступает как синтез всего предшествующего движения в его
снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предыдущего,
происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает,
сохраняет его в. себе в преобразованном виде. В сущности он есть это первое,
ставшее иным. Из этого вытекает важное требование к научному познанию,
выступающее в качестве метода: только то историческое познание может быть
плодотворным, которое каждый момент исторического развития рассматривает как
результат предшествующего момента и в органичной связи с ним.
|