Ответы на экзаменационные вопросы по курсу "Философия". Часть 1 (Понятие мировоззрения, его структура и функции. Диалектика и ее альтернативы)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ортодоксальными и называются астика (утверждающие): санхья, йога, ньяя, вайшешика, веданта, миманса. 2)неортодоксальная школа - настика (отрицающие), отрицающие традиции «Вед», не признающие себя их прямыми наследниками: буддизм, джайнизм, локаята. Важнейшую роль играет Буддизм – философско-религиозное учение, созданное принцем Гуатама. Идеи: 1)ненасилие, 2)благоговение перед любой формой жизни. 3)избавление от страстей. Материалисты 2 школы: «Лакоята» или «Чарвака». Материал всего: земля, вода, огонь, воздух. Эти элементы считаются неизменными и существуют вечно.

Школы древнекитайской философии возникает в середине 1 тысячелетия до н.э. Ее характерная черта, как и индийской философии, это автохтонность, самобытность, традиционно высокий статус философии в обществе, отношение к философии как к образу жизни. Особая значимость придается государственности, социальной активности человека. К числу главных философских школ древнего Китая относятся: даосизм, конфуцианство. Основателем даосизма является Лао-Цзы. Центральным понятием в этом учении является понятие Дао (буквально путь, дорога). Дао - невидимый естественный всеобщий закон природы, человечества и общества. Главный принцип даосизма - принцип недеяния. Он предписывает человеку отказаться от всякой деятельности. Одним из ведущих идейных учений в Китае является Конфуцианство (Конфуций). С самого рождения Конфуцианство отличалось социально-этической направленностью, стремлением к слиянию с государственным аппаратом. Характерно: идеализация древности, преданность императору, верность делу, культ предков, выполнение норм почтительности со стороны детей по отношению к родителям. Конфуцианство истолковывает и государственную и божественную власть в семейно-родственных категориях. «Государство - одна семья». «Государь – сын неба и отец и мать народа».

Вопрос 46 Причина и следствие. Понятие детерм-зма, индетерм-зма, телеологии.

Предст-ние о типах причинности мы находим у Ар-теля, а именно, в Метафизике он сознательно выделяет 4 типа причинно-следственных связей: 1 материальная причина — некий исходный материальный субстрат (вещество) из к-рого происходит возникновение вещи, 2 формальная причина — это некая форма, к-рая придается вещи при ее возникновении, З производящая причина, те, некая сила, к-рая соединяет материю с формой. Главной же причиной, является целевая или конечная, причина. Именно с помощью целевой причины происходит в пр-се возникновения вещи реализация некой в цели. Ф. Бэкон отождествлял причинность во внутр-их вещах. По Бэкону, причинность есть внутр-ий закон самой вещи. Напротив, Гоббс и Ньютон, считал, что причинность - это некая внешняя сила, к-рая вызывает в вещи соотв-щие последствия, Ньютон писал: «Причины - это суть те силы, к-рые нужно приложить к телам, чтобы произвести в них движения».  Сущ-енный вклад в понимание причинности внес также английский ф-скептик Дэвид Юм. Согласно Юму, причинно-следственные связи обладают тремя сущ-енными признаками: 1) обязательная смежность в простр-ве и во времени причины и следствия; 2) асимметричность причинно-следственных связей (нет одновременности причины и следствия). Причина всегда во времени предшествует своему следствию; 3) Юм сформулировал следующую закономерность — одинаковые причины при одинаковых условиях производят одинаковые следствия. Вместе с тем, Юм предостерегал против отождествления причинно-следственных связей со связью состояний, выдвинув знаменитый тезис “после этого не обязательно по причине этого”. Юм, сомневался в возможности их познания, полагая, что мы познаем лишь явления вещей и предметов, и подлинные причинно-следственные связи постоянно ускользают от нашего взора. Согласно Гегелю, механистическое понимание причинности у Ньютона разрешается, если мы оперируем в сознании понятием взаимодействия. Детерминизм — есть направление ф-ии и науки, согласно к-рому признается опр-нная упорядоченность, регулярность, напр-сть каких-либо пр-сов. Индетерминизм – напр-ние в ф-ии и науке, отрицающее упорядоченность, регулярность и направленность пр-са. В сущности, ф-ский детерминизм включает как опр-нность, так и моменты неопр-нности каких

Похожие материалы

Информация о работе