Реферат по философии на тему: "О свободе"

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Балтийский государственный технический  университет им. Д. Ф. Устинова

…Умирать имеет смысл только

за свободу, ибо лишь тогда

человек уверен, что он

умирает не целиком.

(А. Камю)

Реферат по философии на тему:

О свободе

                                                                                            Выполнила: Колупаева А.В.

Студента группы М171

Проверил: Паршин С. А.

СПб. 2009.

Содержание:

1.  Введение……………………………………………………………………..3

2.  На волнах истории…………………………………………………………4-8

3.  В одной лодке с Богом……………………………………………………..8-11

4.  Воля доплыть……………………………………………………………….11-14

5.  Вверх или вниз?.............................................................................................14-16

6.  К земле обетованной……………………………………………………….16-19

7.  Заключение…………………………………………………………….........20

8.  Список литературы……………………………………………………...…21

1.  Введение.

О свободе написано много, но, тем не менее, эта тема бесконечна, поскольку чуть ли не каждое поколение, не говоря уже о различных эпохах, культурах, цивилизациях, понимает ее по-своему. Для нас, освободившихся из беспросветного вавилонского плена тоталитаризма, физического и интеллектуального террора, живущих в демократии, проблемы, связанные со свободой представляют особый интерес. Весь мировой опыт продемонстрировал, что свобода - непреходящая ценность и сущностная характеристика человека. Как подчеркивал С.Л. Франк, она «онтологическая первооснова человеческой жизни. Всякий отказ от свободы есть духовное самоубийство , всякое покушение на свободу другого есть покушение на убийство в нем человека, на противоестественное истребление в нем «образа и подобия Божия» и превращение его в животное». Всякая попытка подавлять творческий порыв, начало свободы, творческого соучастия людей в общественной жизни, приводит к накоплению напряжения, преобразованию естественной и подавленной свободы реализации устремлений в «разрушительную ярость самоутверждения» и в слепое бунтарство.[1]

Очевидно, что не бывает абстрактной свободы ради свободы; определение ее природы и условий реализации задевает вопросы о сущности и существовании человека, смысле его жизни, месте и роли в обществе, соотношении свободы и ответственности. Требование абсолютной свободы, придание свободе абсолютного приоритета перед всеми другими ценностями может предполагать оправдание и использование для ее достижения любых доступных средств – «цель оправдывает средства». Но к чему это может привезти и действительно привело, мы знаем по нашему многовековому опыту.

2.  На волнах истории.

Идея свободы прошла длительный путь развития. В период античности и средневековья жизнь и миросозерцания не были расчленены на отдельные сферы, хотя это не обязательно предполагало их гармоничности. Касаясь, например, средневековой культуры, А. Я. Гуревич писал: «Подобно тому, как в детали готического собора находила выражение архитектоника всего грандиозного сооружения, подобно тому, как в индивидуальном событии земной истории видели символ событий священной истории, т.е. во временном ощущали вечное, - так и человек оказался единством всех тех элементов, из которых построен мир, и конечной целью мироздания»[2]. Не ограничиваясь одними только философскими и эстетическими категориями, литературой, изобразительными искусствами и музыкой, культура пронизывала также право, хозяйство, практическую деятельность людей. И человек воспринимал свое социальное окружение в его цельности. Поэтому естественно, сто идея свободы, как она получила выражение сначала у Аристотеля, а затем у св. Августина и Фомы Аквинского, исходила из того, что свобода есть право членов общины быть управляемыми в их собственных интересах.

Еще Б. Констант в своей знаменитой лекции «О свободе у древних в сравнении со свободой у современников» совершенно справедливо обосновал мысль

Похожие материалы

Информация о работе