на тему:
«Средний танк Т-3485. История создания»
Выполнил:
Аникин Андрей
Группа Е-151
Проверил:
2006 г.
По иронии судьбы, одна из величайших побед Красной Армии в Великой
Отечественной войне - под Курском была одержана в тот момент, когда
советские бронетанковые и механизированные войска в качественном отношении
уступали немецким. К лету 1943 года, когда наиболее болезненные
конструктивные недостатки Т-34 были устранены, у немцев появились новые
танки «Тигр» и «Пантера», заметно превосходившие наши
по мощи вооружения и толщине брони. Поэтому в ходе Курской битвы
советским танковым частям, как и прежде, приходилось полагаться на свое
численное превосходство над противником. Лишь в отдельных случаях, когда «тридцатьчетверкам»
удавалось приблизиться к немецким танкам почти вплотную, огонь их пушек
становился эффективным. На повестку дня остро встал вопрос о кардинальной
модернизации танка Т-34. Нельзя сказать, чтобы к этому времени не
предпринимались попытки разработки более совершенных танков. Эта работа,
приостановленная с началом войны, возобновилась в 1942 году, по мере
завершения текущей модернизации и устранения недостатков Т-34. Здесь, в
первую очередь, следует упомянуть проект среднего танка Т-43. Эта боевая
машина создавалась с учетом предъявляемых к Т-34 требований - усиления
его бронезащиты, совершенствования подвески и увеличения объема боевого
отделения. Причем активно использовался конструкторский задел по довоенному
танку Т-34М.
Новая боевая машина на 78,5% была унифицирована с серийной «тридцатьчетверкой».
Форма корпуса Т-43 в основном осталась прежней, так же как и двигатель,
трансмиссия, элементы ходовой части, пушка. Основное отличие заключалось в
усилении бронирования лобовых, бортовых и кормовых листов корпуса до 75
мм, башни-до 90 мм. Кроме того, место механика-водителя и его люк
перенесли в правую часть корпуса, а место стрелка-радиста и установка курсового
пулемета ДТ были ликвидированы. В носовой части корпуса слева разместили
топливный бак в бронированной выгородке; бортовые баки изъяли. Танк получил
торсионную подвеску. Наиболее же существенным новшеством, резко отличавшим по
внешнему виду Т-43 от Т-34, стала трехместная литая башня с
расширенным погоном и низкопрофильной командирской башенкой.
С марта 1943 года два опытных образца танка Т-43 (им
предшествовала машина Т-43-1, построенная в конце 1942 года,
имевшая люк-пробку механика-водителя и смещенную к корме башни командирскую
башенку) проходили испытания, в том числе и фронтовые, в составе отдельной
танковой роты имени НКСМ. Они выявили, что Т-43 из-за возросшей до 34,1
т массы несколько уступает Т-34 по динамическим характеристикам
(максимальная скорость снизилась до 48 км/ч), хотя и существенно
превосходит последний по плавности хода. После замены восьми бортовых топливных
баков (у Т-34) на один носовой меньшей емкости у Т-43
соответственно почти на 100 км уменьшился запас хода. Танкисты отмечали
простор боевого отделения и большее удобство в обслуживании вооружения.
После испытаний, в конце лета 1943 года танк Т-43 был принят на
вооружение Красной Армии. Началась подготовка к его серийному производству.
Однако итоги Курской битвы внесли существенные коррективы в эти планы. В
конце августа на заводе №112 состоялось совещание, на которое прибыли
нарком танковой промышленности В.А.Малышев, командующий бронетанковыми и
механизированными войсками Красной Армии Я.Н.Федоренко и ответственные
сотрудники Наркомата вооружений. В своем выступлении В.А.Малышев отметил, что
победа в Курской битве досталась Красной Армии дорогой ценой. Вражеские
танки вели огонь по нашим с дистанции 1500 м, наши же 76-мм танковые
пушки могли поразить «тигров» и «пантер» лишь с дистанции 500
- 600 м. «Образно выражаясь, - сказал нарком,- противник имеет руки в
полтора километра, а мы всего в полкилометра. Нужно немедленно установить в Т-34
более мощную пушку". На самом же деле ситуация была значительно хуже, чем
ее обрисовал В.А.Малышев. А ведь попытки исправить положение предпринимались с
начала 1943 года. Еще 15 апреля ГКО, в ответ на появление на
советско-германском фронте новых немецких танков, издал постановление №3187сс
«О мероприятиях по усилению противотанковой обороны», которым обязал ГАУ
подвергнуть полигонным испытаниям противотанковые и танковые пушки, находившиеся
в серийном производстве, и в 10-дневный срок представить свое заключение. В
соответствии с этим документом заместитель командующего БТ и MB
генерал-лейтенант танковых войск В.М.Коробков приказал задействовать в ходе
этих испытаний, проходивших с 25 по 30 апреля 1943 года на НИИБТПолигоне
в Кубинке, трофейный «Тигр». Результаты испытаний оказались
малоутешительными. Так, 76-мм бронебойно-трассирующий снаряд пушки Ф-34 не
пробил бортовую броню немецкого танка даже с дистанции 200 м! Наиболее
же эффективным средством борьбы с новой тяжелой машиной противника оказалась
85-мм зенитная пушка 52К образца 1939 года, которая с дистанции до 1000
м пробивала его 100-мм лобовую броню.
5 мая 1943 года ГКО принял постановление №3289сс «Об усилении
артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». В нем перед НКТП и
НКВ были поставлены конкретные задачи по созданию танковых пушек с зенитной
баллистикой. Еще в январе 1943 года к разработке такой пушки приступило
КБ завода №9, руководимое Ф.Ф.Петровым. К 27 мая 1943 года были выпущены
рабочие чертежи пушки Д-5Т-85, спроектированной по типу немецких
танко-самоходных пушек и отличавшейся малым весом и небольшой длиной отката. В
июне первые Д-5Т изготовили в металле. Примерно в это же время были готовы
опытные образцы других 85-мм танковых орудий: ЦАКБ (главный конструктор
В.Г.Грабин) представило пушки С-53 (ведущие конструкторы Т.И.Сергеев и
Г.И.Шабаров) и С-50 (ведущие конструкторы В.Д.Мещанинов, А.М.Волгевский и
В.А.Тюрин), а артиллерийский завод №92 - пушку ЛБ-85 А.И.Савина. Таким образом,
к середине 1943 года к испытаниям были готовы четыре варианта 85-мм
пушки, предназначавшиеся для вооружения среднего танка. Но вот какого?
Т-43 отпал достаточно быстро - эта машина и с 76-мм пушкой весила 34,1
т. Установка более мощного, а значит, и более тяжелого орудия повлекла бы за
собой дальнейшее увеличение массы, со всеми вытекающими из этого негативными
последствиями. Кроме того, переход заводов на выпуск нового танка, хоть и
имевшего много общего с Т-34, неизбежно вызвал бы снижение объемов
производства. А это было свято! В результате всего серийный выпуск Т-43
так и не начался. В 1944 году в опытном порядке на него все-таки
установили 85-мм пушку, на этом все и закончилось.
Тем временем пушка Д-5Т была вполне удачно скомпонована в перспективном тяжелом
танке ИС. Для установки же Д-5Т в средний танк Т-34 требовалось
увеличить диаметр башенного погона и установить новую башню. Над этой проблемой
трудились КБ завода «Красное Сормово» во главе с В.В.Крыловым и башенная группа
завода №183, руководимая А.А.Молоштановым и М.А.Набутовским. В результате
появились две очень похожие друг на друга литые башни с диаметром погона в
свету 1600 мм. Обе они напоминали (но не копировали) башню опытного
танка Т-43, взятую за основу при проектировании.
Негативным образом на ход работ повлияло обещание руководства ЦАКБ установить
85-мм пушку С-53 в штатную башню танка Т-34 с диаметром погона 1420 мм.
В.Г.Грабин добился того, чтобы завод №112 выделил ему серийный танк, на котором
в ЦАКБ переделали переднюю часть башни, в частности цапфы орудия были вынесены
вперед на 200 мм. Этот проект Грабин попытался утвердить у В.А.Малышева. Однако
у последнего возникли серьезные сомнения насчет целесообразности подобного
решения, тем более, что испытания новой пушки в старой башне, проведенные на
Гороховецком полигоне, закончились неудачей. Два человека, находившиеся в
ставшей еще более тесной башне, не могли нормально обслуживать пушку. Резко
сократился и боекомплект. Малышев приказал М.А.Набутовскому вылететь на завод
№112 и во всем разобраться. На специальном совещании, в присутствии
Д.Ф.Устинова и Я.Н.Федоренко, Набутовский начисто раскритиковал грабинский
проект. Стало очевидным, что альтернативы башне с расширенным погоном нет.
Вместе с тем выяснилось, что победившая в конкурсных испытаниях пушка С-53 не
может быть установлена в башню, сконструированную сормовичами. При установке в
этой башне у пушки был ограничен угол вертикальной наводки. Требовалось или
изменить конструкцию башни, или установить другую пушку, например Д-5Т, которая
свободно бы компоновалась в сормовскую башню.
Завод «Красное Сормово» по плану до конца 1943 года должен был выпустить
100 танков Т-34 с пушкой Д-5Т, однако первые боевые машины этого типа
покинули его цеха только в начале января 1944-го, то есть фактически до
официального принятия нового танка на вооружение. Постановление ГКО №5020сс, в
соответствии с которым Т-34/85 приняли на вооружение Красной Армии,
увидело свет только 23 января 1944 года.
Танки, вооруженные пушкой Д-5Т, заметно отличались от машин более позднего
выпуска по внешнему виду и внутреннему устройству. Башня танка была
двухместной, а экипаж состоял из четырех человек. На крыше башни имелась сильно
смещенная вперед командирская башенка с двустворчатой крышкой, вращавшейся на
шариковой опоре. В крышке закреплялся смотровой перископический прибор МК-4,
позволявший вести круговой обзор. Для стрельбы из пушки и спаренного пулемета
устанавливались телескопический шарнирный прицел ТШ-15 и панорама ПТК-5. В обоих
бортах башни имелись смотровые щели со стеклоблоками триплекс. Радиостанция
размещалась в корпусе, а ввод ее антенны - на правом борту, так же как у танка Т-34.
Боекомплект состоял из 56 выстрелов и 1953 патронов. Силовая установка,
трансмиссия и ходовая часть изменений практически не претерпели. Эти танки
несколько различались между собой в зависимости от времени выпуска. Например,
машины ранних выпусков имели один башенный вентилятор, а большинство
последующих - два.
Следует отметить, что рассмотренная выше модификация в статистической
отчетности как Т-34/85, по-видимому, не фигурирует. Во всяком случае, на
сегодняшний день есть существенные расхождения в оценках количества выпущенных
машин, приводимых в литературе. В основном цифры колеблются в диапазоне 500 -
700 танков. На самом деле -значительно меньше! Дело в том, что в 1943
году было выпущено 283 пушки Д-5Т, в 1944-м - 260, а всего - 543. Из
этого числа 107 орудий установили на танки ИС-1, 130 (по другим данным,
не более 100)- на танки КВ-85, несколько пушек использовалось на опытных
образцах боевых машин. Таким образом, число танков Т-34, выпущенных с
пушкой Д-5Т, близко к 300 единицам. Что касается орудия С-53, то его установка
в нижнетагильской башне затруднений не вызывала. Постановлением ГКО от 1 января
1944 года С-53 приняли на вооружение Красной Армии. С марта начался
выпуск этих пушек в пуско-наладочном режиме, а с мая - в потоке. Соответственно
в марте цеха завода №183 в Нижнем Тагиле покинули первые танки Т-34/85,
вооруженные С-53. Вслед за головным к производству таких машин приступили
заводы №174 в Омске и №112 «Красное Сормово». При этом на части танков
сормовичи по-прежнему устанавливали пушки Д-5Т.
Продолжавшиеся, несмотря на начало производства, полигонные испытания выявили
существенные дефекты противооткатных устройств С-53. Артиллерийскому заводу №92
в Горьком было поручено своими силами провести ее доработку. В ноябре-декабре 1944
года началось производство этого орудия под индексом ЗИС-С-53 («ЗИС» - индекс
артиллерийского завода №92 имени Сталина, «С» - индекс ЦАКБ). Всего в 1944-
1945 годах было изготовлено 11 518 пушек С-53 и 14265 пушек ЗИС-С-53.
Последние устанавливались как на танки Т-34/85, так и на Т-44.
У «тридцатьчетверок» с пушками С-53 или ЗИС-С-53 башня стала трехместной, а
командирская башенка была сдвинута ближе к ее корме. Радиостанцию перенесли из
корпуса в башню. Смотровые приборы устанавливались только нового типа - МК-4.
Командирскую панораму ПТК-5 изъяли. Позаботились и о двигателе:
воздухоочистители «Циклон» заменили на более производительные типа
«Мультициклон». Остальные агрегаты и системы танка изменений практически не
претерпели.
Как это было с Т-34, у танков Т-34/85 имелись некоторые отличия
друг от друга, связанные с технологией изготовления на разных заводах. Башни
отличались числом и расположением литьевых швов, формой командирской башенки. В
ходовой части использовались как штампованные опорные катки, так и литые с
развитым оребрением. В январе 1945 года двухстворчатую крышку люка
командирской башенки заменили на одностворчатую. На танках послевоенного
выпуска (завод «Красное Сормово») один из двух вентиляторов, установленных в
кормовой части башни, перенесли в ее центральную часть, что способствовало
лучшей вентиляции боевого отделения.
В конце войны была предпринята попытка усилить вооружение танка. В 1945
году прошли полигонные испытания опытных образцов средних танков Т-34-100
с башенным погоном, уширенным до 1700 мм, вооруженных 100-мм пушками ЛБ-1 и
Д-10Т. На этих танках, масса которых достигла 33 т, был изъят курсовой пулемет
и на одного человека сокращен экипаж; снижена высота башни; уменьшена толщина
днища, крыши над двигателем и крыши башни; перенесены в отделение управления
топливные баки; опущено сиденье механика-водителя; подвеска 2-го и 3-го опорных
катков выполнена так же, как и подвеска первых катков; поставлены пятироликовые
ведущие колеса. Танк Т-34-100 на вооружение принят не был - 100-мм пушка
оказалась «неподъемной» для «тридцатьчетверки». Работа эта вообще имела мало
смысла, поскольку на вооружение уже был принят новый средний танк Т-54
со 100-мм пушкой Д-10Т. Еще одну попытку усилить вооружение Т-34/85
предприняли в 1945 году, когда ЦАКБ разработало модификацию ЗИС-С-53,
снабженную одноплоскостным гироскопическим стабилизатором - ЗИС-С-54. Однако в
серию эта артсистема не пошла.
А вот другой вариант Т-34/85 с вооружением, отличным от базового танка,
выпускался серийно. Речь идет об огнеметном танке ОТ-34/85. Подобно его
предшественнику - ОТ-34, на этой машине вместо курсового пулемета
устанавливался автоматический поршневой танковый огнемет АТО-42 завода №222.
Весной 1944 года на восстановленном после освобождения Харькова бывшем заводе
№183, которому был присвоен №75, изготовили опытные образцы тяжелого тягача АТ-45,
предназначавшегося для буксировки орудий массой до 22 т. АТ-45 спроектировали
на базе агрегатов танка Т-34/85. На нем устанавливался такой же дизель
В-2, но с мощностью, уменьшенной до 350 л.с. при 1400 об/мин. В 1944
году завод изготовил б тягачей АТ-45, из них два были отправлены в
войска для испытаний в боевых условиях. Выпуск тягачей прекратили в августе 1944
года в связи с подготовкой на заводе №75 производства новой модели среднего
танка Т-44. Не будет лишним вспомнить, что этот тягач стал не первым,
построенным на базе агрегатов «тридцатьчетверки». Так, еще в августе 1940
года утвердили проект артиллерийского тягача АТ-42 массой 17 т, с
платформой грузоподъемностью 3 т. с двигателем В-2 мощностью 500 л.с. он должен
был развивать скорость до 33 км/ч при тяговом усилии на крюке в 15т. Опытные
образцы тягача АТ-42 изготовили в 1941-м, но дальнейшие работы по
их испытанию и производству пришлось свернуть в связи с эвакуацией завода из
Харькова.
Серийное производство Т-34/85 в Советском Союзе прекратили в 1946
году (по некоторым данным, на заводе «Красное Сормово» малыми сериями оно
продолжалось до 1950 года). Что же касается количества танков Т-34/85,
выпущенных тем или иным заводом, то, как и в случае с Т-34, здесь имеют
место заметные расхождения в цифрах, приводимых в разных источниках.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.