Понятие и сущность консерватизма. Политико-правовые и практические принципы. Неоконсерватизм
Страницы работы
Фрагмент текста работы
НЕОКОНСЕРВАТИЗМ — направление в западной социологии,
возникшее в процессе пересмотра идей и ценностей либерализма и консерватизма
и фактически представляющее собой их новый синтез. Подъем Н. в середине 70-х
гг. явился реакцией на распространение леворадикальных идей и движений
протеста в промышленно развитых странах капиталистического Запада. В это
время произошла дискредитация сложившихся на либеральной основе оптимистических
социально-философских концепций “общества изобилия”, “благоденствия” и т. д.,
приверженцам которых вменяется в вину переоценка возможностей регулирования в
экономической и социальной сферах общества, порождающая побочные эффекты
деструктивного характера, разрушение традиционных социальных институтов,
увлечение абстрактными идеями и прожектами. Исходя из основополагающего
убеждения в несовершенстве человека и созданных им институтов, представители неоконсерватизма
считают бедность, страдание, несправедливость неизбежным злом, которое можно
смягчить, но не устранить. Согласно Н., универсальных идеальных политических
институтов не существует, хороши только те, которые соответствуют данному
этапу развития общества. Принимая либеральные рыночные принципы, как и логику
индивидуалистического выбора, неоконсерваторы не считают их единственным
критерием формирования политики. Соответственно их отношение к государству
двойственно — наряду с требованием ограничения его вмешательства в
социально-экономическую сферу неоконсерваторы выступают за укрепление государственного
авторитета в деле поддержания порядка и законности, поскольку несовершенное
человеческое общество легко может оказаться во власти анархии. Теоретики Н.
активно возражают против его отождествления со старыми формами консерватизма,
направленными на сохранение “статус-кво” или реставрацию старых порядков, в
их воззрениях отсутствует ностальгия по феодально-аграрному прошлому, которую
сменил призыв к дальнейшему развитию индустриального общества. Не отрицают
они и необходимости ограниченных социальных реформ, хотя и считают политику
“государства всеобщего благоденствия” ошибочной. Сторонники Н. стремятся дать
культурно-философское обоснование капитализма, подчеркивая его этический
аспект. Их объединяет стремление к возрождению авторитета таких социальных институтов,
как семья, школа, церковь, различные ассоциации, выполняющие посредническую
функцию между индивидуумом и обществом. Именно в таких структурах,
связывающих человека в его частной жизни со сферой государственной власти,
предотвращая его отчуждение, они усматривают основу “плюралистического” общества,
надежную преграду бюрократии, тоталитарным поползновениям, посягательствам на
права личности. Н. не может быть отождествлен с традиционными консервативными
и совршенно правыми партиями, не вписывается в схему “левые— правые” в
вопросе о путях дальнейшего развития общества
Похожие материалы
Информация о работе