Общество как развивающаяся система. Специфика социального детерминизма.
1.Что такое общество? Специфика общественных законов. Общественное бытие и общественное сознание.
2.Материальное производство – основа жизни общества. Производственные силы и производственные отношения.
3.Общественно-экономическая формация. Базис и надстройка.
4.Структура и формы общественного сознания.
1.
На первый взгляд ответ на вопрос – что такое общество, кажется делом несложным, так как слово “общество” давно и прочно вошло как в научный, так и в повседневный лексикон. Как только пытаются дать определение обществу, то убеждаются, что таких определений может быть множество. Например, часто говорят “общество книголюбов”, “общество «Спартак»”, “общество защиты потребителей” и так далее. В данном случае мы имеем в виду определенную группу людей, объединившихся для общения, совместной деятельности и поддержки друг друга. Так же есть такие словосочетания, как первобытное общество, белорусское общество и так далее. Здесь, употребляя слово “общество”, мы имеем в виду конкретную страну или конкретный этап исторического развития человека. Обществом можно назвать и все человечество в целом, всю совокупность жителей Земли разных национальностей и разного социального положения. Общество можно определить как обособившуюся природу, как часть материального мира, которая включает в себя все способы и формы взаимодействия и объединения людей. В философии общество определяют, как сложную систему, специфическую форму существования материи, связанную с сознательной деятельностью людей. Общество, как система состоит из подсистем и элементов, которые обновляются, изменяются, вступают во взаимодействие. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, отдельными людьми в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности называются общественными (социальными) отношениями. Чем же специфично общество, общественные отношения и законы? В отличие от стихийного развития природы, общество состоит из людей, обладающих волей и сознанием. Общество создало культуру, преобразовало окружающий мир. Специфика общественных законов состоит в том, что они проявляются только через сознательную деятельность людей, но они при этом являются (как и законы природы) объективными по характеру. В домарксистской философии пытались объяснить закономерности существования общества, но философы-материалисты (в их числе и Фейербах) не сумели применить материальные принципы объяснения общественной жизни, придерживаясь в этой области идеалистических взглядов. Они считали, что раз в истории действуют люди с их волей, интересами и целями, значит в человеческой истории нет никакой закономерности, здесь правят случайность и хаос. Только Марксу и Энгельсу удалось материалистически объяснить историю человечества. Их заслугой стало создание исторического материализма. Основные положения своего учения об обществе они изложили в следующих работах: «Экономико-философские рукописи 1844г.», «Святое семейство», «Немецкая идеология», «Манифест коммунистической партии». Маркс и Энгельс разработали ряд категорий, в которых обобщили и выразили основные закономерности социального бытия. Маркс и Энгельс распространили на объяснение истории материальное решение основного вопроса философии (бытие определяет сознание). Таким образом, исторический материализм исходит из того, что общественное бытие первично, а общественное сознание вторично. Общественное бытие определяет общественное сознание. Под общественным бытием понимают материальную жизнь общества, его производство и воспроизводство. В состав общественного бытия входят материальное производство
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.