5 ОПИСАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ
5.1 Способы регулирования скорости вращения ротора в асинхронном двигателе
Так как ротор всегда вращается в сторону вращения магнитного поля статора и при номинальной нагрузке со скоростью равной:
(5.1)
Из этого следует, что, изменяя скорость вращения магнитного поля статора можно изменять скорость вращения ротора.
Два способа регулирования скорости вращения ротора:
1 посредством изменения числа пар полюсов
2 посредством изменения частоты питающего напряжения
Так как установившаяся скорость вращения ротора характеризуется:
n =nуст => Mэ = Мн (5.2)
Из уравнения движения
(5.3)
следует, что при условии если нагрузка на валу двигателя постоянная, то, изменяя момент электромагнитный Мэ, будет изменяться скорость вращения ротора за счет свойства саморегулирования в асинхронном двигателе.
Саморегулирование – это выравнивание момента электромагнитного Mэ за счет скорости вращения ротора с моментом нагрузки Мс.
Из уравнения механической характеристики:
(5.4)
Следует, что изменение величины питающего напряжения U1 в квадратичной зависимости приведет к изменению Мэ, и как следствие за счет свойств саморегулирования к изменению скорости вращения ротора.
Из вышеизложенного следует, что в асинхронном двигателе скорость вращения ротора можно регулировать:
1 изменением числа пар полюсов – полюсное регулирование.
2 изменением частоты питающего напряжения – частотное регулирование (необходим преобразователь частоты).
3 изменением величины питающего напряжения обмоток статора – изменение скольжения (необходим регулятор переменного напряжения).
Регулирование скорости вращения ротора изменением числа пар полюсов
Для реализации данного способа регулирования возникает необходимость:
1 в многополюсной машине, чем больше число пар полюсов, тем больше диапазон регулирования скорости вращения
2 электромеханический или электронный переключатель, посредством которого происходит коммутация полюсности машины.
Рассмотрим данный способ регулирования скорости вращения ротора.
Предположим, асинхронный двигатель включен в сеть с номинальным напряжением, номинальной частотой и работает на номинальную нагрузку в
однополюсном режиме
U1=U1н
f 1=f1н
Mс=Mн
P=1
При этом:
n н=(0.92÷0.98)n0=2940 об/мин (5.5)
∆n=n0-n=3000-2940=60 об/мин (5.6)
(5.7)
Предположим посредством электромеханического переключателя или электронного ключа при данных условиях перешли в двухполюсный режим,
то есть P=2, следовательно:
об/мин (5.8)
Вследствие чего скорость вращения магнитного поля статора стала меньше, чем скорость вращения ротора
1500 < 2940
То есть при переходе в двухполюсный режим происходит переход с двигательного режима в режим генераторного торможения, который характеризуется тем, что по отношению к двигательному режиму изменяется направление скорости пересечения магнитными силовыми линиями магнитного поля статора витков обмотки ротора, скольжение, э.д.с., наводимая в роторе, ток ротора, электромагнитная сила и момент электромагнитный.
∆n=n0-n=1500-2940= ↑-1440 об/мин (5.9)
(5.10)
(5.11)
(5.12)
(5.13)
Так как при переходе в двухполюсный режим э.д.с., наводимая в роторе увеличилась в 50 раз, что привело к увеличению в 50 раз тока ротора и статора – электродинамическая перегрузка обмоток ротора и статора.
Для исключения этих перегрузок необходимо:
1 перед переходом в двухполюсный режим посредством электронных устройств, произвести отключение асинхронного двигателя от сети. Вследствие чего момент электромагнитный становится равным нулю Mэ =0. Из уравнения движения следует:
(5.14)
(5.15)
под воздействием нагрузки на валу двигателя скорость вращения ротора будет уменьшаться
< 0 => ↓ (5.16)
2 контролируя уменьшение скорости вращения ротора или, зная расчетное время торможения, необходимо при выравнивании скорости вращения ротора со скоростью вращения магнитного поля статора, автоматически включить асинхронный двигатель в сеть, то есть когда
При данном условии обеспечивается режим идеального холостого хода, который характеризуется тем, что э.д.с., наводимая в роторе, ток ротора, электромагнитная сила и момент электромагнитный равны нулю.
Тогда под воздействием момента нагрузки Мс скорость вращения ротора будет продолжать уменьшаться – переход в двигательный режим роботы.
Режимы работы асинхронного двигателя представлены на рисунке 5.1.
Из вышеизложенного следует, что если не осуществить отключение асинхронного двигателя до перехода в двухполюсный режим, то возникает не только электродинамическая нагрузка, но и механическая.
В результате взаимодействии потока и тока ротора:
(5.17)
Из уравнения движения следует:
(5.18)
что под воздействием увеличившегося момента электромагнитного момента нагрузки скорость вращения ротора с большим темпом изменения скорости начнет уменьшаться
(5.19)
уменьшение скорости вращения ротора под воздействием двух моментов приведет к уменьшению скорости пересечения магнитными силовыми
линиями магнитного поля статора витков обмотка ротора
(5.20)
И, как следствие, с большим темпом, равному темпу снижения скорости будут уменьшаться э.д.с., наводимая в роторе, ток ротора, электромагнитная сила и момент электромагнитный:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.