Государственная собственность – это одна из форм собственности, предусмотренной Конституцией и ГК Республики Беларусь. Государственная собственность, как категория, свойственна любому государству, но различен ее удельный вес: рыночные начала она мала, на административно-командном – она велика.
В Республике Беларусь сейчас переходный период. Государственная собственность до изменения экономических отношений в Республике Беларусь характеризовалась как общенародная социалистическая собственность, а ее вес как основная форма, главенствующая, ведущая. Государственная собственность имела преимущества. Она составляла единственную форму в рамках СССР и имела единственного собственника – СССР. Сейчас ситуация изменилась. Она уже не социалистическая, не основная главенствующая и сейчас по Конституции всем видам собственности предоставлены равные гарантии охраны и защиты, то есть нет преимуществ. Нет единого фонда, так как есть республиканская собственность и собственность административно территориальных единиц, следовательно нет единого собственника.
Переход к рыночной экономике привел к возникновению процесса разгосударствления и приватизации государственной собственности с целью преодоления монополий государственной собственности. Эти процессы регулируются тремя основными актами:
1) государственная программа разгосударствления и приватизации от 16.06.93, принятая Верховным Советом с изменениями (96, 98);
2) Закон Республики Беларусь от 19.01.93 «о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь». Охватывает основные стороны процесса: субъекты, объекты, способы, принципы и т.д.;
3) Декрет Президента от 13.03.96 № 106 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» отвечает на вопрос, кто может подавать инициативу и с кем можно ее согласовать. Закон раскрывает процесс через два понятия: разгосударствление и приватизация. Общее у них: отражает явление – смену собственника, переход от государственной к иной собственности. Но каждое из понятий имеет свое содержание.
Разгосударствление – это передача от государства к юридическому лицу и физическим лицам полностью или частично функции непосредственного управления хозяйствующими субъектами.
Приватизация отражает переход от государства к физическому и юридическому лицу права собственности (ст. 1 Закона). Несколько субъектов приватизации, которые приобретают государственную собственность:
1) граждане Республики Беларусь и Российской Федерации;
2) негосударственные юридические лица, к которым относятся юридические лица, у которых доля государственной собственности в уставном фонде составляет менее 50%;
3) юридические лица Республики Беларусь содержащие не менее 50% членов трудового коллектива приватизируемого предприятия;
4) иностранные инвесторы;
5) лица без гражданства.
Названные субъекты могут действовать не только сами, но и через представителей.
Объектами приватизации является государственное и общественное жилье, государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы обьединений, структуры обычного предприятия, государственное имущество, которое сдано в аренду, принадлежащее Республике Беларусь или административно территориальной единице доля в имуществе негосударственных предприятий (акции, паи).
Разгосударствлению и приватизации не родлнжат объекты, которые могут находиться только в государственной собственности. Спосбы разгосударствления и приватизации – ст. 18.
Для разгосударствления:
- преобразование государственного предприятия в ОАО;
- внесение арендованного государственного имущества в уставной фонд ОАО, созданного на базе арендного предприятия.
Для приватизации:
- продажа объектов государственной собственности на аукционах, и по конкурсу. Орган приватизации имеет свободу выбора способа приватизации;
- продажа акций;
- выкуп арендным предприятием арендованного имущества.
Положение о порядке создания ОАО в результате разгосударствления и приватизации государственной собственности от 19.06.98.
Положение о порядке приватизации от 20.03.96 НУГИП.
Это система правовых норм, регулирующих принадлежность собственности государства и административно-территориальных единиц, и отношения по владению, пользованию, распоряжению этими благами в общественных интересах.
Нормы права определяют: взаимоотношения Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, пордок приобретения, пользования, распоряжения, круг объектов, которые могут находиться в собственности, правовой режим и способы охраны и защиты этого права.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.