способности человека, Аристотель в «Метафизике» отмечает: «Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательство тому – влечение к чувственным восприятиям [1, с. 65]». «Учение Аристотеля о знании опирается на его онтологию и представляет собой теорию науки», – отмечает В.Ф. Асмус. По своему предмету научное знание есть знание о бытии. Научное знание человека идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание человека складывалось на протяжении всей общественно-исторической практики, при этом его знание развивалось, расширялось, углублялось и совершенствовалось. Такое взаимодействие субъекта (человека) с объектом (объективной реальностью) приводит к возникнове-нию нового знания о мире. На начальной стадии развития у человечества играло мифологическое познание, которое представляло собой фантастическое отражение реальности в бессознательно-художественной переработке природы и общества народной фантазией – это своеобразное моделирование мироздания, позволяющее передавать такие фантастические формы о мироздании последующим поколениям.
Генетически связанное с мифологией, религиозное познание, особенностью которого является признание «сверхъестественного» мира, «небесного», «неземного» мира, оказывало решающее воздействие на мир земной и на его обитателей. Такая связь реализуется при помощи культа, без чего религия немыслима. Особенность религиозного познания обусловлена непосредственно эмоциональным отношением людей к господствующим над ними сверхъестественным силам.
Научное познание построено на рациональной доказательной основе. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных, законов мышления, законов общественного развития. Познание таких общих законов позволяет исследователю осуществлять предвидение будущего с целью дальнейшего прогнозирования и целенаправленного освоения действительности. «Наука предвидит, – оворит Анри Пуанкаре, – и именно потому, что она предвидит, она может быть полезной и может служить правилом действия [2, с. 255]». Иначе говоря, наука обязана обеспечить сверхдальнее прогнозирование практики. Высшая цель науки –познание объективной истины, постигаемое рациональными методами при участии живого созерцания и доказательности. Существенным признаком познания является его системность, приведение всей совокупности знаний в целостную органическую систему. Современная наука всё более усваивает методы самоорганизующейся системы (синергетики).
Необходимым условием научного исследования является выработка специального языка науки, который постоянно развивается по мере того, как научное знание проникает во все исследуемые области. Наука опирается на факты и экспериментальную проверку, язык науки связан с чёткой и однозначной фиксацией её предмета и выработанной терминологией. Неразрешимые вопросы науки и теологии оказываются уделом философии.
Язык философии представляет собой предельную обобщённость и абстрактность с проявлением глубинного полисемантизма. В научном и философском познании сложилось такое представление, что наука отпочковалась от философии. Но наука, как таковая, имеющая эмпирическое начало, вообще говоря, обходилась и без философского обоснования, мировоззрение человека строилось тогда на религиозно-мифологической основе с учётом эмпирически полученных фактов. Сам термин «философия» исходит от Пифагора и пифагорейцев, который выражал собой обобщение всего имеющегося знания, которым владели люди того времени, и выражал «любомудрие», «любовь к мудрости».
Как известно из истории пифагореизма, Пифагор осуждал именовать древних мыслителей «мудрецами», вошедших в историю как «семь греческих мудрецов» (Фалеса Милетского, Солона Афинского, Питттака, Периандра и др.), считая, что человек по своей физической и умственной слабости не может быть мудрым, он может только проявлять любовь к мудрости, а мудрым может быть только господь бог. Поэтому все люди, которые проявляли любовь к мудрости, стали называться «любомудрыми» т.е. философами. Но под мудростью тогда понималось всё эмпирически накопленное знание. Впервые в научном познании стали ставить задачу о систематизации и дифференциации научного знания. И философия, как таковая, получившая своё название от Пифагора, стала расчленяться на частные науки. Но это не та философия, которую мы имеем в виду в настоящее время, это было обобщённое научное знание. До появления термина «философия» в Древней Греции всё научное знание характеризовалось термином «μαθεμα», а изучающий это знание, познающий его определялся термином «μαθευς» – изучающий. Под этими терминами объединялось всё имеющееся знание по арифметике, геометрии, астрономии, гармонике (музыке) и другим
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.