МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общей и клинической фармакологии
с курсом анестезиологии и реаниматологии
Утверждено на заседании кафедры протокол № от « » 2008
Зав. кафедрой, к.м.н.Е.И.Михайлова
ТЕМА: ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ. ФАРМАКОДИНАМИКА
ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.
Учебно-методические рекомендации для студентов
лечебного факультета.
Авторы:
асистент: Новогран Л.И.
Гомель 2008
Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены:
1. Актуальность темы.
2. Цель занятия (умение и знание).
3. Базисные разделы.
4. Рекомендуемая литература.
5. Вопросы для самоподготовки.
6. Графическая структура темы занятия.
7. Самостоятельная работа студентов.
8. Ситуационные задачи и тестовый контроль.
Актуальность темы
Тема: «Фармакодинамика ЛС» позволит понять влияние ЛС на организм человека. Успешно использовать данные знания для эффективного лечения в клинике.
Цель занятия
Знать основные понятия, термины, количественные законы фармакодинамики ЛС. Уметь использовать полученные знания для объяснения механизмов действия ЛС; принципов действия и количественной оценки фармакологического эффекта.
Задачи
Студент должен знать:
- понятие о фармакодинамике
- виды действия ЛВ на организм
- возможные механизмы действия ЛС
- факторы, определяющие действие фармакологических веществ в организме: а. со стороны организма б. со стороны химических веществ в. со стороны внешней среды
- понятие о хронофармакологии
- понятие о дозах
- реакции, проявляющиеся при повторном применении лекарственных средств
- явления, возникающие при комбинированном введении веществ
Студент должен уметь:
- разбираться в фармакологических вопросах
- предположить, какие могут возникнуть реакции при повторном введении ЛС
- охарактеризовать явления, возникающие при комбинированном применении лекарственных препаратов
Разделы, изученные ранее и необходимые для данного занятия
Литература
Учебники по общей химии, анатомии человека, нормальной физиологии и биохимии для студентов медицинских ВУЗов.
Рекомендуемая литература по теме занятия
Основная литература
1. Лекции по фармакологии.
2. Савченко, И.М. «Общая фармакология» – учебно-методическое пособие по фармакологии для самостоятельной работы студентов ФПСЗС / И.М. Савченко. - Гомель, 2006. - С. 3-28
3. Харкевич, Д.А. Фармакология / Д.А. Харкевич. - М., 1993; 1999. - С. 49-73.
Дополнительная литература
1. Вдовиченко, В.П. Фармакология и фармакотерапия / В.П. Вдовиченко. - Мн., 2006.
Вопросы для самоподготовки
Вопросы по базисным знаниям
1. Виды химических связей;
2. Строение рефлекторной дуги, механизм безусловного рефлекса;
3. Строение и механизмы действия рецепторов (канального типа, связанных с G-белком, цитозольные, митохондриальные, ядерные и др.), генетические нарушения обмена веществ.
4. Какие из видов химических связей наиболее прочные, наименее прочные.
Вопросы по изучаемой теме
1. Фармакодинамика, определение, значение для рациональной фармакотерапии.
2. Мембранный (физико-химический), биохимический (ферментативный) механизмы действия лекарств.
3. Механизм прямого химического взаимодействия.
4. Концепция рецепторов в фармакологии. Молекулярная природа рецепторов (регуляторные белки, ферменты, транспортные и структурные белки, нуклеиновые кислоты).
5. Основные виды фармакотерапевтического воздействия (этиотропная, патогенетическая, симптоматическая, заместительная терапия).
6. Конечные фармакологические эффекты по Н.В.Вершину.
7. Виды действия лекарственных средств (прямое, косвенное, главное, побочное, обратимое, необратимое, избирательное, неизбирательное, преимущественное, местное, резорбтивное).
8. Термины и понятия количественной фармакодинамики (эффект, эффективность, активность; агонисты: полные и частичные; антагонисты: конкурентные и неконкурентные, агонисты-антагонисты).
9. Зависимость действия лекарственных веществ от химической структуры вещества от физико-химических свойств, от лекарственной формы, от способа введения в организм, от дозы ЛС, от возраста, пола, индивидуальных особенностей, от патологических состояний и вредных привычек.
10. Повторное введение ЛС: гипореактивность (толерантность, тахифилаксация), сенсибилизация, кумуляция (материальная и функциональная), лекарственная
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.