МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра хирургических болезней № 2 с курсом детской хирургии
Обсуждено на заседании кафедры «____»__________200_ г.
Протокол №____
Методическая разработка
Для проведения занятия со студентами
3 курса лечебного, медико-профилактического
факультета по «Общей хирургии»
Тема: Гнилостная и анаэробная инфекция
Время: 3 часа.
1. Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы, требования к исходному уровню знаний.
Анаэробная клостридиальная инфекция представляет собой одну из самых значительных проблем в гнойной хирургии. Это обусловлено крайне тяжелым течением, трудностями диагностики, высокой летальностью при этом заболевании. Однако удельный вес этих микробов в раневой патологии составляет только 5%.
В мирное время гораздо чаще встречаются инфекции, вызываемые микроорганизмами патогенными для человека, но не образующими спор. Такие инфекции подобно клостридиальным могут характеризоваться преимущественными местными проявлениями и доброкачественным течением, либо крайне тяжелым течением с неблагоприятным исходом. Применение современных способов этиологической диагностики позволило выделить группы бактерий, развивающихся без доступа кислорода, которые способны вызывать воспалительные заболевания под названием – «анаэробная неклостридиальная инфекция».
Цель занятия: Изучить этиологию, патогенез, клинику и лечение анаэробных и гнилостных инфекций.
Задачи занятия:
1. Изучить этиологию и классификацию анаэробных и гнилостных инфекций.
2. Изучить патогенез анаэробных и гнилостных инфекций.
3. Научиться обследовать больных с анаэробной и гнилостной инфекцией.
4. Научиться производить забор материала для исследования.
5. Научиться методам специфической и неспецифической профилактики анаэробных и гнилостных инфекций.
6. Изучить хирургическое и консервативное лечение анаэробных и гнилостных инфекций.
7. Научиться определять лечебную практику при анаэробной и гнилостной инфекции.
В результате проведения занятия студент должен:
1) Знать:
2) Уметь:
2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин.
1. Анаэробные микроорганизмы, факторы их патогенности (Микробиология).
2. Методы обследования больных с гнойной хирургической инфекцией (Общая хирургия).
3. Вакцины, их использование для профилактики и лечения (Микробиология).
3. Контрольные вопросы по теме занятия.
1. Анаэробная инфекция, определение, предрасполагающие факторы.
2. Факторы патогенеза.
3. Ранние признаки анаэробной инфекции.
4. Классификация:
а) патологоанатомическая;
б) клиническая;
в) анатомическая.
5. Клиническая картина «газовой гангрены».
6. Неклостридиальная инфекция, возбудители, классификация.
7. Лечение анаэробной инфекции, принципы.
8. Консервативное лечение: а) специфическая терапия;
б) неспецифическая терапия.
9. Хирургическое лечение.
10. Гнилостная инфекция, возбудители.
11. Патогенез гнилостной инфекции, предрасполагающие факторы.
12. Клиническая картина и лечение гнилостной инфекции.
13. Специфическая и неспецифическая профилактика анаэробной и гнилостной инфекций.
4. Практическая часть занятия.
5. ход занятия.
№ п/п |
Этап занятия |
Время Мин. |
Место проведения и оснащения |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Организационный момент |
5 |
Учебная комната, журнал посещаемости и успеваемости |
2. |
Контроль исходного уровня знаний |
10 |
Учебная комната, тестовые вопросы |
3. |
Разбор и изучение таблиц, муляжей |
10 |
Учебная комната, таблицы и муляжи |
4. |
Опрос и обследование больных |
20 |
Палаты и больные |
5. |
Посещение перевязочной, операционного блока |
30 |
Перевязочная, операционный блок, больные |
6. |
Клинический разбор больных |
25 |
Учебная комната, истории болезни |
7. |
Контроль конечного уровня знаний, решение ситуационных задач |
30 |
Учебная комната, ситуационные задачи |
8. |
Подведение итогов занятия и ознакомление с темой следующего занятия |
5 |
Учебная комната. |
6. вопросы для самоконтроля знаний
1. Факторами, способствующими развитию анаэробной клостридиальной инфекции, являются:
1) открытые переломы;
2) наличие в ране инородных тел;
3) наличие в ране некротизированных тканей;
4) слепые ранения в области мышечных пластов;
5) большие дефекты кожи.
2. Основной путь передачи анаэробной инфекции?
1) воздушно-капельный;
2) контактный.
3. Наиболее тяжелое течение анаэробной клостридиальной инфекции наблюдается :
1) при комбинации двух анаэробов в инфекционном очаге;
2) при комбинации двух или более анаэробов с аэробами в инфекционном очаге;
3) при комбинации одного анаэроба с аэробами в инфекционном очаге;
4) при моноинфекционном процессе.
4. Ампутацию конечности при поражении ее анаэробной микрофлорой производят при:
1) ее гангрене;
2) при молниеносной форме анаэробной инфекции;
3) при сепсисе.
5. Что называется анаэробной инфекцией?
1) гнойное воспаление потовых желез;
2) ограниченное воспаление клетчатки;
3) воспаление лимфатического узла;
4) разлитое воспаление клетчатки;
5) патологический процесс, вызываемый микробами, размножающимися без доступа кислорода.
6. В большинстве случаев анаэробная инфекция развивается :
1) в нижних конечностях;
2) в верхних конечностях;
3) на лице.
7. В какой дозировке используется поливалентная противогангренозная сыворотка в лечебных целях?
1) 50000МЕ;
2) 100000 МЕ;
3) 150000 МЕ;
4) 300000 МЕ;
5) 500000 МЕ.
8. В какой дозировке используется поливалентная противогангренозная сыворотка в профилактических целях?
1) 10000 МЕ;
2) 30000 МЕ;
3) 50000 МЕ;
4) 100000 МЕ;
5) 150000 МЕ.
9. Какая минимальная суточная доза пенициллина для взрослых при лечении анаэробной инфекции:
1) 2–5 млн.ед.;
2) 5–10 млн.ед.;
3) 10–15 млн.ед.;
4) 15–20 млн.ед.;
5) 20–30 млн.ед.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.