Результаты изучения и оценки фактического питания детей по данным бухгалтерской накопительной ведомости показали, что пищевой рацион большинства обследованных не является оптимальным и сбалансированным. Энергетическая ценность рационов питания детей ниже физиологических норм на 38,9-29,2 % .
Обеспеченность рациона питания детей углеводами также не была оптимальной. Их недостаток составил 34,2-35,3%. Квота углеводов в фактической среднесуточной калорийности оказалась ниже рекомендуемых 50-60%.
Количество жиров приближено к физиологическим нормам, недостаток составил 3,1-7,5% .
Отмечена низкая обеспеченность рациона питания белками, дефицит которых 9,9-25,5%. В целом квота белка в общей суточной калорийности пищевого рациона была несколько ниже рекомендуемой величины, составляющей 14%. Указанные особенности фактического питания детей ведут к дисбалансу основных нутриентов: содержание белков, жиров и углеводов не соответствует рекомендуемым пропорциям (1:1,03:4,35).
При оценке среднего содержания витаминов в рационе питания отмечен дефицит витаминов C, В1, В2, РР, А (при этом около 90 % витамина А попадает в организм детей в виде бета-каротина). При оценке среднего содержания в рационе минеральных элементов отмечено приближенное к нормам поступление в организм магния. Выявлен дефицит кальция 42,8-47,8 %, фосфора 37-43,4% и железа 9,7-13,4%. В связи с высокой потребностью детей в кальции особое значение приобретает его усвояемость в организме, зависящая от ряда факторов, в том числе от благоприятного соотношения с фосфором (1:1,5) и магнием (1:0,5). Полученные результаты свидетельствовали о несбалансированности минерального состава рационов питания. Сдвиг соотношения в сторону фосфора отрицательно сказывается на всасываемости кальция в организме на фоне его дефицита в пищевом рационе детей
III. Гигиенические принципы организации питания детей в детских учреждениях.
Непременным условием сохранения здоровья детей в условиях проведения реформы системы образования является организация полноценного питания. При организации общественного питания детей в разных типах образовательных учреждений необходимо учитывать ряд общих моментов:
-принципы сбалансированного питания:
-особенности роста, развития и состояния здоровья детей и подростков;
-действующие физиологические нормы питания;
-утвержденные или рекомендованные наборы продуктов;
-использование примерных или цикличных меню;
-возможность замены продуктов или блюд;
-соблюдение режима питания;
-необходимость искусственной витаминизации;
-учет климатогеографических и национальных особенностей;
-эндемичность территории;
-обеспечение токсикологической и эпидемиологической безопасности питания;
-возможность организации лечебно-профилактического или диетического питания.
Основные принципы рационального питания детей и подростков в организованных коллективах могут быть кратко сформулированы следующим образом:
1. адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энерготратам детей и подростков;
2. сбалансированность основных и незаменимых пищевых веществ в рационе при соотношении белков, жиров и углеводов и правильном
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.