умения оперировать фактами, большим количеством терминологических понятий (предметы профессионально-технического цикла);
· третья группа - учебные дисциплины, в которых доля абстрактных понятий значительно снижается, при этом учащиеся должны усваивать большое количество фактического материала (литература, история, география, биология и др.);
· четвертая группа - учебные дисциплины, изучение которых помимо умственного труда требует значительных по объему исполнительных действий (физическая культура, производственное обучение, лабораторно-практические работы).
Распределение учебных предметов на группы по степени их сложности может быть ориентиром при составлении расписания. Исходя из особенностей динамики работоспособности, первые часы целесообразно отвести предметам средней сложности усвоения (вторая группа); вторые и третьи часы - время максимальной работоспособности - наиболее трудным предметам (первая группа); последними могут быть легкие для усвоения предметы. Нецелесообразно насыщать трудными предметами понедельник и субботу. Уроки по наиболее сложным предметам следует размещать в дни оптимально высокой работоспособности (вторник и среда).
При составлении расписания необходимо учитывать и то обстоятельство, что на протяжении одного дня нельзя сосредотачивать уроки, по которым задается обычно большой объем домашних заданий. Нерационально проводить уроки физической культуры в первые и последние часы учебного дня, так как в этих случаях снижается положительное влияние их на работоспособность учащихся. Категорически запрещается проведение уроков физкультуры после обеда.
Одним из нежелательных факторов при составлении расписания является включение сдвоенных уроков. Такие уроки приводят к длительной однообразной деятельности и в результате к снижению внимания и интереса учащихся, развитию утомления.
В расписании не должно быть и так называемых "нулевых" уроков, которые периодически проводятся перед занятиями; такие уроки отрицательно сказываются на режиме сна нарушают сложившийся динамический стереотип деятельности учащихся, способствуют быстрому утомлению.
Для построения рационального расписания с учетом гигиенических требований важное значение имеет чередование теоретического и производственного обучения, так как перемена видов деятельности предупреждает развитие утомления. Наибольший эффект в физиолого-гигиеническом отношении обеспечивает такой режим обучения, при котором сочетается теоретическое и производственное обучение в течение дня (особенно на 1 курсе, когда учащиеся недостаточно подготовлены
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.