Анализ потребностей в инновационных изменениях, страница 5

Исходя из бальной оценки каждого параметра строится многоугольник (рисунок 3.1), определяющий одно из четырех конкурентных состояний организации: агрессивное, конкурентное, консервативное, оборонительное.

Из многоугольника, изображенного на рисунке 2.17 организация имеет выраженное агрессивное конкурентное состояние. Это означает, что организация, имея отличные финансовый и промышленный потенциалы, может вести агрессивную политику по выходу на рынок и продвижению товара на этом рынке. Компания получает определенное конкурентное преимущество, которое она может сохранить с помощью финансового потенциала.

Рисунок 3.1 – Позиция организации на рынке

Исходя из проведенного анализа можно определить, что в целом предприятие устойчиво к воздействиям внешней среды, но потребность в изменениях актуальна. В связи со спецификой и масштабностью предприятия, необходимо провести изменения, которые должны затронуть область автоматизации процессов управления и учета.

Матрица SWOT-анализа.

Для выявления, формулировки и ранжирования проблем предприятия можно воспользоваться  методом SWOT-анализа, который позволяет комплексно оценить влияние на функционирование и развитие организации факторов внешней и внутренней среды.

Оценке подлежат сильные и слабые стороны организации, а также возможности и угрозы внешней среды (приложение В).

На пересечении SW с OT проставляется экспертная оценка их взаимного влияния, после чего суммируется в баллах. Факторы оцениваются по следующей шкале: «0» – влияние очень слабое или практически отсутствует (0 баллов); «+» – имеет влияние (1 балл); «++» или «(--)» – имеет значительное (или даже решающее) влияние (2 балла).

Итоговая сумма баллов по строкам и столбцам показывает приоритетность учета того или иного фактора при формировании стратегии. Матрицу условно можно разделить на 4 сектора (SO, WO, ST, WT), где каждый из секторов обусловлен необходимостью проведения различных мероприятий, направленных на стратегические решения по сохранению места на рынке и повышению конкурентоспособности.

SO – необходимость в проведении мероприятий, которые помогут использовать сильные стороны, при возможностях внешней среды для увеличения возможностей организации.

WO – необходимость в проведении мероприятий, которые помогут преодолеть  проблемы, вызванные слабыми сторонами организации с использованием представленных возможностей внешней среды.

ST – необходимость в проведении мероприятий, которые помогут использовать сильные стороны организации для избегания угроз внешней среды (преодоления проблем).

WT – необходимость в проведении мероприятий, которые помогут минимизировать или наоборот – развить слабые стороны организации,  для избегания угроз внешней среды (преодоления проблем).

При анализе матрицы видно, что в каждом из секторов имеются доминантные факторы внешней среды и организации, взаимное влияние которых преобладает над другими:

- в секторе SO: O1 и S3;

- в секторе WO: O2, O3 и W2, W5;

- в секторе ST: T2, T4 и S3, S5;

- в секторе WT: T2 и W2;

Таким образом, можно сделать следующие выводы по наиболее приоритетным направлениям:

- (сектор SO) для увеличения возможностей организации необходимо использовать и внедрять современные технологии на данном авиационном предприятии, т.к. риск при этом будет минимальным, а конкурентоспособность может повыситься за счет уменьшения трудоемкости и повышения качества, что актуально для авиационной продукции в России и на мировом рынке;

- (сектор WO) для преодоления проблем вызванных слабым развитием научного сектора и недостаточной автоматизацией процессов на предприятии (технологических, производственных, логистических) необходимо следить за движением НТП, использовать передовой опыт производственных предприятий, научно-технических центров, а так же привлекать для данного вида работ квалифицированный персонал извне (например, по обмену опытом);

- (сектор ST) для преодоления проблем внешней среды, таких как информатизация коммуникационной инфраструктуры в отношениях с поставщиками и потребителями, возникновением у последних потребностей в более совершенных услугах (информационных) необходимо адаптировать используемые современные технологии, и использовать потенциал имеющихся информационных технологий в комплексном подходе для интеграции необходимой полезной информации на всей цепочке от поставщика до потребителя (например, интеграция баз данных поставщика, производителя и потребителя, с допуском к необходимой информации);