КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ (ТЭО)
Подготовка ТЭО осуществляется исполнителями проекта. ТЭО детализирует замысел инициаторов разработки. В нем отражаются основополагающие характеристики создаваемого продукта: примерные объем и структура программы, важнейшие функции, которые планируется реализовать, оценки ключевых программно-технических решений. В этом отношении формирование ТЭО можно назвать миниконцептуальным проектированием: каждая из его задач ассоциируется с одним из этапов концептуального проектирования.
Качество ТЭО и, в частности, точность содержащихся в нем прогнозов во многом зависят от опыта его разработчиков. Понятно, что оценки, даваемые на данном этапе авансом, затем обязательно корректируются. Из сказанного, однако, не следует, что они имеют второстепенное значение, поскольку именно на их основе определяются планируемые затраты и сроки проекта.
Корректировка ТЭО производится по результатам его согласования с потенциальным заказчиком. Обычно, этот процесс состоит из нескольких итераций. Руководителям проекта важно четко понимать, что их цель — не угодить заказчику, а подготовить реальное ТЭО, максимально учитывающее его интересы и пожелания. Формирование неправдоподобного, рекламно-завлекательного ТЭО, т.е. действия по принципу «наобещаем все что угодно, лишь бы получить финансирование», — верный путь к провалу проекта.
Концептуальное проектирование характеризуется высокой ценой ошибки. Чем раньше допущена ошибка и чем позднее она обнаружена, тем больше затраты на исправление ее последствий. Прогнозный, оценочный характер ТЭО
не является поводом легкомысленного к нему отношения (в том плане, что все можно поправить). Проблема заключается не в исправлении собственно ошибки, а в том, что к моменту ее идентификации может быть выполнен такой объем работ, на которые она повлияла, что переделывать их уже поздно (дешевле начать новый проект). Высказанные соображения обосновывают следующий важный вывод: качество концептуального проектирования, в том числе точность и реальность ТЭО, в значительной степени определяют успех или неуспех проекта в целом. Рассмотрим содержание основных разделов ТЭО.
1. Обоснование
актуальности разработки.В этом разделе отражаются
результаты маркетингового исследования. Его задачами являются изучение и
обобщение потребностей
потенциальных
пользователей создаваемого программного продукта, анализ их представлений
об
«идеальном
продукте», в максимальной степени удовлетворяющем всем их
требованиям,
оценивание состояния рынка программных продуктов аналогичного назначения, экспертиза оригинальности
идей, которые планируется воплотить в проектируемом программном продукте,
прогнозирование спроса на новый продукт. К
аналогичными
относяттакие продукты, которые направлены на удовлетворение близких потребностей и
ориентированы на те же категории пользователей, т.е. продукты, способные конкурировать
с создаваемым программным средством. Наилучшей ситуацией является наличие четко
идентифицируемой потребности в продукте при отсутствии прямых конкурентов. Полное
отсутствие аналогов должно настораживать: так ли актуальна потребность,
если до сих пор никто из разработчиков не обратил на нее внимание? В случае наличия
конкурентов
создаваемый
продукт должен превосходить их по совокупности
характеристик.
2. Эскизное описание продукта. Приводится краткое
изложение основных
характеристик
создаваемого продукта. Описание состоит из следующих
частей (подразделов).
2.1. Категории пользователей, на которые рассчитан продукт:
• требования к исходной подготовке;
• требования к умениям работать со средствами вычислительной техники (желательно, чтобы они были минимальными).
2.2. Модель применения продукта:
• виды организаций, в которых может использоваться продукт;
• методология, лежащая в основе создаваемого продукта;
• основные решаемые с помощью продукта задачи.
2.3. Примерная структура программы с указанием объемов каждого из ее разделов.
2.4. Функциональные характеристики:
• состав информационных компонентов;
•
способы и формы представления
информации (текстовые описания с
иллюстрациями, звуковое сопровождение,
демонстрации, OLE объекты, выделение
кадров с основным и дополнительным материалом, гипертекст, графика и гиперграфика,
звук, видео и т.д.);
• способы обеспечения интерактивности программного продукта;
прочие
функции, реализующие используемые психологическую
стратегию, приемы и
ассоциируемые с ними характеристики
(настройка на индивидуальную конфигурацию,
механизмы управления вычислительным процессом);
• концептуальная характеристика программного интерфейса;
• реализуемые модели используемых объектов и процессов;
• служебные функции.
2.5. Оценки объемных характеристик:
• контактного времени работы;
количеств кадров (страниц,
статей, экранов), иллюстраций, анимаций,
видеофрагментов и т.д.
2.6. Программно-технические характеристики:
• минимальная и оптимальная (рекомендуемая) конфигурации вычислительной системы;
• дополнительные общие
программные и информационные компоненты,
необходимые
для работы с продуктом (драйверы, браузеры, утилиты,
шрифты и т.п.);
• возможности настройки на работу в разных
конфигурациях и
режимах (например, на базе различных
вычислительных платформ, в
локальном режиме, в ЛВС, в режиме удаленного доступа);
• оценка объемов программного и информационного обеспечений продукта.
Сделаем несколько замечаний, касающихся определения данного класса характеристик. Разрабатываемый продукт должен удовлетворять условиям применения, которыми располагает максимально широкий круг его потенциальных пользователей. Поэтому, следует ориентироваться на получившие наибольшее распространение вычислительные платформы и типовые, преимущественно стандартные аппаратные и программные решения. Необходимость применения нестандартных средств, а также включения в состав вычислительной системы компонент, выходящих за рамки ее типовой конфигурации, должна быть обоснована.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.