Доклад по культурологи
«ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, НОРМЫ И ДЕВИАЦИИ»
Выполнила студентка группы АР-90
Кириченко А.Р.
Санкт-Петербург
2007
Говорят, что нет правил без исключений, что правила существуют для того, чтобы их нарушать. В этих словах есть доля истины: действительно, зачем надо было бы формулировать это правило, которое люди в принципе были бы неспособны нарушать?
Где есть нормы, там есть и возможность отклонения от них. О норме имеет смысл говорить только тогда, когда предполагается, что она может нарушаться. Это относится и к культурным нормам: наряду с нормативным поведением может быть другое поведение ненормативное, девиантное.
Девиантное отклонения от норм в любом обществе являются постоянными спутниками нормативного поведения. Они бывают двоякого рода.
Случайные девиации возникают из-за неудачного стечения обстоятельств. Человек, попавший в них волею случая, оказывается вынужденным непреднамеренно совершить ошибку. Нарушение социокультурных норм здесь не связано с выполнением каких-либо регулятивов, им противоречащих. Человек нарушает их не потому, что противопоставляет им иные регулятивы своего поведения, а обычно потому, что у него не хватает внимания, знаний, умений, воли, чтобы сделать то, что «положено». Нередко он сам расценивает содеянное как проступок, в котором раскаивается и старается больше его не допускать.
Под давлением обстоятельств или из-за собственной оплошности человек может, нарушив правила техники безопасности и отступив от норм, заданных инструкциями, совершить аварию со смертельным исходом. Однако девиация здесь является случайной - если только наплевательское отношение к технике безопасности и служебным инструкциям не стало общепринятой практикой. Иногда случайная девиация является и следствием какого-то необычного увлечения - например, содержание крокодила в ванной.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ -НЕУСТРАНИМЫЙ КОМПОНЕНТ
КУЛЬТУРЫ
Общество, в котором все правила и законы скрупулезно выполнялись бы всеми его членами без всяких исключений, было бы неспособным изменяться и совершенствоваться. Девиации выполняют в развитии общества такую же функцию, как мутации в развитии биологического вида.
Девиации - способ формирования новых норм и правил. Поэтому они неустранимы из культуры.
Представим, что мы отобрали в один класс лучших учеников из всех школ города. Хотя все они были лучшими в своих школах, в этом классе кто-то из них будет в числе лучших, а кто-то — в числе худших. Попытавшись из лучших учеников этого класса создать класс «сверхлучших», мы опять-таки обнаружим, что и среди них найдутся те, чьи учебные успехи ниже, чем у других. И так будет всегда. Дело в том, что меняются критерии оценки: повышается средний уровень, по отношению к которому оцениваются отклонения в лучшую и худшую сторону. А вследствие этого среди тех, кто находился в верхнем слое, тоже происходит дифференциация на верхний и нижний слой. Примерно то же происходит с социокультурными нормами, по отношению к которым оценивается девиантность поведения.
Из того, что девиантное поведение неустранимо из жизни человеческого общества, конечно, никоим образом не следует, что борьба с преступностью бесполезна и вести ее не надо. Уровень преступности в обществе может быть различным. Чем больше в обществе преступности, тем больше в таком обществе и девиантность. Поэтому сдвиг поведения людей в сторону социально неодобряемых норм, рост преступности - это признак общественного неблагополучия, симптом того, что культура «больна» и не справляется со своими функциями.
Избавиться о преступности полностью невозможно, но можно и нужно, по крайней мере, стремиться к тому, чтобы свести к минимуму условия, ее порождающие
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.