функции конфликта:
1 конструктивные. устраняются противоречия, соц конторль повышается авторитет актуализация ценностей
2. деструктивные большие эмоциалные затраты ухутшения настроения участников насилие и гибель людей разрушение меж лич отношений нарушения системы отношений нурушение качества деятельности снижение сплоченности в группе нарастание поссивности личности разрушается целостность личности
динамическая модель конфликтов
динамика= этапы конфликта+фазы этапы – отражают изменения, которые характеризуют развитие конфликта от его начала до его разрешения.
6 этапов:
1. предконфликтнвя стадия – конфликтная ситуация или потенциальный конфликт наличие – наростание соц напряженности или осознанием несовместимости интересов и позиций выдвижение требований оппоненту и консолидацией (объединение) сторон
2. инцидент – не явл причиной конфликта, но способствует его возникновению. конфликт на данной стадии трудно разрешим. может быть специально спровоцирован, а может быть спонтанным, может быть скрытым, а может быть открытым (открытие действия). демонстрирует участникам проблему, суть которой может быть не ясна. конфликт может как начаться с инцидента, может так и закончится.
3. .эскалация самый рассвет конфликта, пик его развития, обострает проыостояние, требует большие материальных, эмоциональных ресурсов. признаки:
- сужение когнетивной сферы поведения и деятельности (искажается конфликт ситуация в целом, и восприятие себя и другого в этой конфликтной ситуации, характер соперничества)
-искажение восприятия собственной стороны (я всегда прав, мои действия справедливы)
- искажения восприятия поступков, мотивов, действий оппонента
4. сбалансированное взаимодействие. эмоциональная напряженность. переход от частного к общему, переход от аргументов к притензиям, потеря первоначального предмета разногласий, рушатся соц границы. роасширяются соц границы за счет социальное числа участников. переход от мягких тактик к жестким.
5. завершение конфликта. его угасание или преобразование. конфликт завершается если исчезает предмет конфликта ,либо исчезла одна из сторон конфликта.
6. послеконфликтная стадия. осознаете, что потеряли ровно столько же сколько и другая сторона.
23.11.2011
Лекция
структура поведения в конфликте
1. модель двойной заинтересованности – Рубин – начало 21 века,
условия, определяющие заинтересованность сторон в собственных успехах:
- значимость интересов, удовлетворению которых способствуют эти успехи
- значение, которое эти успехи могут иметь для каких-нибудь сфер этих субъектов
- позиция, с которой конфликта относится к своим успехам
- степень боязни конфликта
- ранг конфликтующих сторон
- уровень сплоченности конфликтующих групп
условия, которые определяют заинтересованность сторон в успехах оппонента:
- форма заинтересованности: искренняя и инструментальная
- глубина заинтересованности существенная или ситуативная.
Модель двойной заинтересованности |
Стратегия |
Проигрыш-проигрыш |
Стратегия уклонения |
Выигрыш-проигрыш |
Соперничество |
Проигрыш-выигрыш |
Присопособление |
50:50 |
Компромисс |
Выйгрыш-выйгрыш |
Сотрудничество |
Стратегия уклонения(уход, избегание, игнорирование) – пассивное не сотрудничество, отсутствие стремления идти на встречу оппоненту, защитить свои собственные интересы варианты реализации стратегии уклонения:
- уклонение от ситуации, проявляющейся в игнорирование проблем
- решение возникшей проблемы за счет от собственных интересов и собственных позиций.
условия, при которых стратегия уклонения оправдана:
- проблема незначима для субъекта,
- есть возможность решить проблему другим путем,
- значимость субъекта, с которым вступил в конфликт: ранг партнера, ценность партнера и отношений.
- участники конфликта чувствуют свою неправоту и испытывают чувство вины.
- разрешение конфликта насулит выигрыша
- потенциальный выигрыш не составим с ущербом
- когда нужно продумать свою стратегию
- встреча с конфликтной личностью.
Механизмы психологической защиты З.Фрейд
1. проекция - обвини его, лучшая защита - нападение.
2 регрессия – сдерживание чувств неуверенности в себе (поплачь об этом)
3. замещение – цель – сдерживание эмоций,
4. забывание, подавление, вытеснения – не помни об этом, забудь.
5. интроекция - не знаю откуда это, цель-предупреждение угроз со стороны других людей в чем-то превосходящих тебя, механизм присваевания черт характера значемых людей.
6. интеллектцуализация – переосмысливание, механиз произвольного толкованич событий субъкективный контроль над ситуация, толкуешь так как тебе удобно.
7. сублемация (трансформирование) – то что социально-неодобряемо, заменяется социально-одобряемым (гнев поменять на годование заменить)
8. рационализация – найти оправдания.
9. реактивное образование - обрати в противоположное, маскируешь реальные чувства в вымышленные.
10. конверсия – обратить в шутку
11. идеализация – преобразуй это, маскировка недостатков,
12. компенсация – приобрети это, сдерживание чувство боли и печали.
13. идентификация – будь как это, чтобы не потерять это. уподавляешься тому, с кем споришь.
14 отрицание – я не обращаю на это внимание.
15. изоляция – сдерживание негативных чувств, эмоций. не чувствовать это.
16. фантазия - помечтай об этом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.