Для
заданий 2-го типа загруженный rtf-файл отображается в левом окне, а правое предназначено для указания
эталонного соответствия списков или последовательности.
Баллы за
выполнение заданий данного типа подсчитываются следующим образом:
·
если в окне «Количество баллов…»
установлена «1», то будет начисляться 1 балл при полностью правильном
выполнении всего задания;
·
если в окне «Количество баллов…»
установлена величина, большая 1, то количество полученных баллов будет
пропорционально доле правильных ответов (например, список содержит 5 элементов
и установлено 5 баллов за задание – тогда при совпадении 3-х ответов ученика с
эталонными он получит 3 балла из 5-ти).
Разработанное
задание можно просмотреть и проверить с помощью пиктограммы Просмотр объекта. При необходимости внести какие-то исправления, нужно
снова войти в режим редактирования задания.
Используя инструмент Параметры объекта, можно для каждого задания написать текстовый
комментарий (например, указания по выполнению), который будет доступен в
процессе опроса.
Описанным
выше порядком осуществляется содержательное наполнение базы заданиями. На любом
этапе можно прервать работу, сохранив базу через меню База, а позднее
открыть ее и продолжить создание или редактирование.
Разработка сценария
опроса осуществляется после того, как
разработка базы завершено. При открытой (загруженной) базе нужно в окне
описания структуры базы выделить мышью объект Сценарии и щелкнуть по пиктограмме Добавить объект, в открывшемся окне указать название сценария (например, Scen_1); заготовка сценарии
отобразится в окне структуры. Если предполагается использование нескольких
сценариев (например, для разных групп учащихся), можно сделать сразу несколько
заготовок.
Содержание опроса устанавливается следующим образом:
·
в разделе окна структуры Задания нужно открыть ту папку-раздел, из которого
предполагается извлекать задания – все задания при этом должны быть отображены
в окне редактирования справа;
·
через контекстное меню, вызываемое
правой клавишей мыши, или главное меню Копирование нужно
выполнить команду Копировать – выбранная папка будет отправлена в буфер
обмена;
·
в окне структуры выделить мышью
листок с создаваемым сценарием и извлечь содержимое буфера обмена (команда Вставить)
– в окне редактирования отобразится выбранный раздел; если из раздела
предполагается при опросе предъявлять несколько заданий, операцию вставки нужно
повторить необходимое число раз (например, из 6 заданий раздела мы желаем
предъявлять 3 – нужно три раза выполнить вставку одного и того же раздела;
задания будут выбираться случайным образом без повторов); подобным же образом
(через копирование) можно поместить в сценарий и конкретные задания.
На приведенном выше рисунке в
сценарий Scen_2 включены
три задания из раздела Проба_1, два задания из Проба_2
и одно обязательное для всех отвечающих Задание 1.6.
Условия проведения опроса устанавливается через команду
(пиктограмму) Редактировать объект – открывается показанное на рисунке
окно, в котором можно установить (флажок установлен) или запретить (флажок
снят):
·
свободное перемещение в процессе
ответа по заданиям (порядок выполнения заданий выбирает отвечающий); в противном
случае возврат к пропущенным заданиям невозможен;
·
сохранение протокола ответа;
·
возможность для учащегося
использовать экранный калькулятор при ответе;
·
ограничение времени опроса.
Помимо
этого в соответствующих окнах указываются пределы оценочной шкалы и отвечающие
им доли правильности ответа.
После этого сценарий сохраняется
через меню База в папке BASES. При таком сохранении
внутри BASES автоматически
заводится папка с тем же именем, что и файл базы. В дальнейшем при
необходимости редактирования базы берутся из этой папки. Если подготовка базы
завершена, производится ее компиляция (меню База – Компилировать…)
– при этом вся база сохраняется в едином файле с расширением mgt;
лучше это делать в отдельной папке (например, BASES_Comp);
при опросе учащегося программа Tester работает именно с этой скомпилированной базой;
редактирование файлов mgt невозможно, поэтому разработчику всегда необходимо
сохранять исходные базы в папке BASES.
При необходимости (или желании
разработчика) могут быть установлены пароли на доступ и (или) редактирование
базы заданий. Если установлен пароль на доступ, он будет запрашиваться перед
входом в базу заданий в начале опроса, а также при попытке учащегося
просмотреть протокол своего ответа (с указанием правильных ответов).
Создание
электронных зачеток производится
программой Редактор Электронных Зачеток (EMB). При создании новой зачетки указывается:
·
номер зачетки – уникальный для данного учебного заведения
индивидуальный номер учащегося; номер служит именем файлу, в котором
сохраняется зачетка;
·
фамилия учащегося;
·
имя учащегося;
·
отчество учащегося;
·
организация – обозначение вуза, номера школы, указание факультета
и пр.;
·
группа – обозначение группы (или класса) (например, М-501);
обозначение должно быть одинаковым у всех учащихся группы, поскольку все
электронные зачетки хранятся в одной папке MARKBOOKS,
из которой именно по номеру группы делается выборка учащихся и составляется
список при представлении в процессе опроса или статистической обработки
результатов.
Пользуясь командами меню Операции
на доступ или изменение зачеток можно установить пароль.
Программа
опросаТестер (Tester) имеет простой, интуитивно понятный интерфейс. В начальном диалоге
указывается база заданий, по которой осуществляется опрос – после этого на
экран выводится список сценариев, подготовленных преподавателем-разработчиком
для этой базы. Отвечающий выбирает указанный ему сценарий (или это заранее
может сделать преподаватель). Затем в окне отображается список групп, в котором
сдающий указывает свою фамилию (если был установлен соответствующий режим –
вход осуществляется по индивидуальному паролю).
Далее в соответствии со
сценарием производится предъявление заданий и прием ответов сдающего. Если в
сценарии было установлено ограничение времени ответа, таймер отображается в левом
верхнем окне – он показывает оставшееся до прекращения опроса время.
В процессе выполнения задания
учащийся может обратиться к указаниям (значок вверху справа) и, если это
предусмотрено сценарием, использовать калькулятор (пиктограмма также вверху
справа).
По завершении ввода ответов
учащийся нажимает клавишу [Закончить] – ему будут представлены
результаты (отметка, число верных ответов и их общее количество, затраченное
время). При желании ответившего или преподавателя может быть выведен протокол
ответа с указанием ответов ученика и верных ответов. Если на доступ к базе был
разработчиком установлен пароль, просмотр протокола будет возможен только после
ввода этого пароля.
Результаты всех тестирований
(по различным базам и времени опроса) данного учащегося заносятся и сохраняются
в его электронной зачетке. Если желательная статистическая обработка результатов
опроса за некоторый период или по группе учащихся, с помощью программа Экспорт
осуществляется передача данных в MS Excel. После запуска программы в
начальном диалоге указывается, какие данные нужно экспортировать. Дальнейшая
обработка и представление осуществляется средствами Excel.