Система автоматизированного
компьютерного контроля (САКК) Magister-2000
предназначена для подготовки заданий и проведения опроса учащихся, который
может осуществляться как на отдельном компьютере, так и в локальной сети
учебного класса. Основные особенности системы:
·
контрольное задание готовится в
текстовом редакторе и изначально сохраняется в формате *.rtf;
задание может содержать как текстовые фрагменты, так и объекты статической
графики, поддерживаемые rtf-форматом;
·
задания могут включать следующие
типы анализаторов ответа учащегося: выбор
одного верного ответа из нескольких предложенных, выбор нескольких верных из
предложенных, слово (последовательность символов); задания на установление
соответствия двух списков; задания на установления последовательностей
(действий или событий);
·
задания сохраняются во внутреннем
формате, исключающем возможность их просмотра с целью выяснения верных ответов;
·
настройка порядка опроса
осуществляется через конфигурационный файл, называемый сценарием; к
одной базе заданий может быть создано множество сценариев;
·
результаты работы учащегося
фиксируются в его персональной электронной зачетке, доступ к которой может
быть защищен паролем;
·
сохраняется полный протокол ответа
учащегося, который может быть выведен на печать, что позволяет оперативно
рассматривать апелляции;
·
возможен экспорт результатов сдачи
группой в MS Excel для их дальнейшей обработки
и анализа;
·
система работает в ОС версий Windows-98
и выше, включая сетевые.
Этапы работы с САКК Magister-2000:·
подготовка графического материала
для контрольных заданий;
·
создание
текстов заданий в MS
Word, сохранение в формате *.rtf;
·
создание базы заданий в Редакторе
заданий (Editor) САКК;
·
создание сценариев опроса для базы
заданий (также осуществляется в Редакторе заданий САКК);
·
подготовка
электронных зачеток с помощью Редакторазачеток (EMB);
·
непосредственное проведение опроса
(программа Tester);
·
просмотр и
печать результатов сдачи – Protocol; передача результатов опросов одного учащегося или
группы учащихся в электронную таблицу MS Excel (Экспорт).
Структура папок полной
системы Magister-2000 показана
на рисунке. Кроме папок RTF_files и BASES_Comp, все остальные папки и файлы являются системными,
т.е. пользователь не должен изменять их имена и расположение. Разнесение информации
по папкам в процессе работы программ системы производится автоматически.
Папку RTF_files имеет смысл завести для промежуточного хранения rtf-файлов
заданий (после их создания в Word’е и до переноса в базу заданий). Если задания содержат
графическую информацию, внутри этой папки можно рекомендовать завести папку Images.
В папке BASES_Comp сохраняются скомпилированные (конечные) базы заданий –
они используются программой Tester непосредственно при проведении опроса.
На компьютере разработчика вся
система папок и файлов должна быть установлена полностью. На рабочих станциях
учащихся устанавливается только программа опроса Tester– все
остальное может быть размещено на сервере локальной сети.
Разработка (редактирование)
заданий начинается с запуска
приложения Editor. Назначение интерфейсных элементов окна показано на
рисунке.
После открытия окна приложения
нужно войти в меню База и выбрать одну из команд: Открыть,
если требуется редактировать существующую базу, или Новая, если
база только начинает создаваться.
Рассмотрим порядок создания
новой базы. После выбора команды Новая откроется диалоговое окно,
в котором следует указать название новой базы (например, Probe) – оно будет отображено в заголовочной части окна. В окне описания
структуры базы будут отображаться всего два объекта: Задания и Сценарии. Нужно
мышью выделить Задания и щелкнуть по пиктограмме Новыйраздел на
палении инструментов (см. рис.); в открывшемся окне вводится название раздела
(пусть он, как и вся база, называется Probe) –
в окне структуры новый компонент будет отображен в виде зеленой папки с
указанным именем. Выделив эту папку и действуя описаны выше путем, можно в
разделе создать подразделы (например, Проба_1 и Проба_2).
Количество уровней вложенности системных ограничений не имеет. Таким образом,
можно сначала описать всю структуру базы, а затем приступать к разработке заданий.
Однако, редактирование структуры возможно и на последующих этапах создания
базы, например, после разработки части заданий.
После создания
папок-подразделов самого внутреннего уровня вложенности, нужно выделить одну из
них и с помощью пиктограммы Новый объект
добавить в него заготовку для задания (модуль). Для заданий с выбором ответов
или вводом в строку (далее будем называть их заданиями 1-го типа) выбирается
модуль «Текст с вариантами ответов»; для заданий соответствия и
последовательности (будем называть их заданиями 2-го типа) – модуль «Задание
на соответствие» – после указания имени задания (например, Задание 1.1.)
заготовка отображается в окне разработки заданий. Если общее количество и тип заданий
известны, можно сделать сразу несколько заготовок.
Выделив задание, нужно щелкнуть
по пиктограмме Редактировать
объект – в открывшемся окне на
закладе Текст нужно нажать на экранную кнопку [Загрузить из RTF-файла] и через диалоговое
окно найти и указать имя rtf-файла, содержащего текст задания (предполагается, что
эти файлы заготовлены заранее). Далее для заданий 1-го типа нужно
перейти на закладку Ответы (см. рис.) и ввести нужные варианты ответов к
заданию. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства:
·
в распоряжении разработчика три
типа ответов: Одиночный выбор, Множественный выбор и Строка ввода;
нужный тип ответа указывается в строке Тип ответа
с выпадающим списком в нижней части окна (на рис. список открыт);
·
если используются анализаторы Выбор,
в строке Количество
колонок можно указать число колонок (Одна
или Две), в которые будут размещаться варианты ответов на экране при
предъявлении учащемуся;
·
клавиши [Добавить], [Удалить]
и [Редактировать] служат для ввода и редактирования вариантов ответов;
при добавлении варианта ответа высвечивается окно:
В строку Ответ
вводится текстовый вариант ответа, в строку Вес –
вес задания, который выбирается из следующих соображений:
- если выбран тип заданий Одиночный
выбор, всем верным вариантам нужно установить значение 1, всем неверным –
0;
-
для заданий Множественный выбор
веса у верных и ошибочных ответов веса следует расставить таким образом, чтобы
их сумма по всем вариантам была бы равна 0 (как в случае, приведенном на рис.);
-
при использовании анализатора Строка
ввода, когда опрашиваемый будет вводить ответ с клавиатуры в строку на
экране, возможно указание нескольких верных ответов – синонимов или
различающихся написанием (например, с заглавной буквы и со строчной) – в этих
случаях всем вариантам приписывается вес 1.
На закладке Дополнительно можно выбрать вид указателя, а также
установить режим перемешивания вариантов ответов при выводе их на экран (для
затруднения обмена информацией между отвечающими). После этого окно
редактирования разрывается.