ПЛАН-КОНСПЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема I. Процессы управления в межличностных отношениях.
ПЛАН
1. Основные понятия темы.
2. Условия создания «дружественной» среды.
3. Понятие управления в психологии.
4. Два похода в управлении поведением.
5. Психологические механизмы управления поведением.
Главные аспекты темы.
1. Основные понятия.
Социально-психологические отношения – различные формы взаимосвязи людей, возникающие в их совместной деятельности на основе непосредственного взаимодействия и личного общения.
Межличностные отношения – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, компоненты которой обусловлены содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.
Стабильные межличностные отношения – длительное сохранение взаимодействия в паре, вызывающее положительные чувства у обоих партнеров.
Межличностное взаимодействие – инструментально-технологическая сторона общения; взаимные действия участников общения, направленные на соотнесение целей каждой из сторон и организацию их достижения.
Взаимоотношения – встречные интегрированные отношения людей, которые проявляются в групповых эффектах сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, взаимопомощи, а также в качествах личности, характеризующих психологические особенности общения человека.
2. Условия создания «дружественной» среды (противоп. конкурентной).
Вступая во взаимодействие, субъект руководствуется 2 главными критериями выбора стратегии поведения:
- важность результата
- важность взаимоотношений
Важность взаимоотношений
результата Нет Да
Нет |
уход |
приспособление |
Да |
соперничество конкуренция |
сотрудничество кооперация |
Главные отличительные признаки стратегий поведения:
Конкурентные отношения: максимизация собственных вознаграждений и минимизация затрат.
Партнерские отношения: чтобы получать вознаграждения, необходимо отдавать (норма взаимности).
Сотрудничество – согласованное взаимодействие людей, управленческих субъектов, включающее в себя взаимную поддержку, взаимопомощь, взаимную ответственность и обмен услугами, сопровождаемые положительными эмоциями и направленные на достижение согласия и желаемого результата.
Необходимое условие для реализации стратегии сотрудничества.
Для реализации стратегии сотрудничества необходимо усилия с целью сбалансирования интересов обеих сторон, что требует рефлексивных действий партнеров (в противовес импульсивности) и творческого подхода (каждая новая ситуация требует учета ее специфических условий).
3. Понятие управления.
Управление – психологическое влияние, оказываемое на процесс принятия решения субъектом о реализации определенного поведения посредством формирования предвосхищения его последствий.
Сущность процессов управления составляет взаимодействие с людьми.
В настоящий момент происходит переход в изучении управленческой деятельности от индивидуально-деятельностной исследовательской парадигмы к совместно-деятельностной: процессы управления рассматриваются как система воздействия руководителя на исполнителей, но с такими обратными связями, которые представляют собой разнообразные формы воздействия на управленцев (Журавлев
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.