Процессы управления в межличностных отношениях. Мотивационное управление. Закономерности развития взаимоотношений (План-конспект теоретических занятий)

Страницы работы

31 страница (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ПЛАН-КОНСПЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема I. Процессы управления в межличностных отношениях.

ПЛАН

1. Основные понятия темы.

2. Условия создания «дружественной» среды.

3. Понятие управления в психологии.

4. Два похода в управлении поведением.

5. Психологические механизмы управления поведением.

Главные аспекты темы.

1. Основные понятия.

Социально-психологические отношения – различные формы взаимосвязи людей, возникающие в их совместной деятельности на основе непосредственного взаимодействия и личного общения.

Межличностные отношения – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, компоненты которой обусловлены содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.

Стабильные межличностные отношения – длительное сохранение взаимодействия в паре, вызывающее положительные чувства у обоих партнеров.

Межличностное взаимодействие – инструментально-технологическая сторона общения; взаимные действия участников общения, направленные на соотнесение целей каждой из сторон и организацию их достижения.

Взаимоотношения – встречные интегрированные отношения людей, которые проявляются в групповых эффектах сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, взаимопомощи, а также в качествах личности, характеризующих психологические особенности общения человека.

2. Условия создания «дружественной» среды (противоп. конкурентной).

Вступая во взаимодействие, субъект руководствуется 2 главными критериями выбора стратегии поведения:

- важность результата

- важность взаимоотношений

Важность                                                                 взаимоотношений

результата                                           Нет                          Да

Нет

уход

приспособление

Да

соперничество

конкуренция

сотрудничество

кооперация

Главные отличительные признаки стратегий поведения:

Конкурентные отношения: максимизация собственных вознаграждений и минимизация затрат.

Партнерские отношения: чтобы получать вознаграждения, необходимо отдавать (норма взаимности).

Сотрудничество – согласованное взаимодействие людей, управленческих субъектов, включающее в себя взаимную поддержку, взаимопомощь, взаимную ответственность и обмен услугами, сопровождаемые положительными эмоциями и направленные на достижение согласия и желаемого результата.

Необходимое условие для реализации стратегии сотрудничества.

Для реализации стратегии сотрудничества необходимо усилия с целью сбалансирования интересов обеих сторон, что требует рефлексивных действий партнеров (в противовес импульсивности) и творческого подхода (каждая новая ситуация требует учета ее специфических условий).

3. Понятие управления.

Управление – психологическое влияние, оказываемое на процесс принятия решения субъектом о реализации определенного поведения посредством формирования предвосхищения его последствий.

Сущность процессов управления составляет взаимодействие с людьми.

В настоящий момент происходит переход в изучении управленческой деятельности от индивидуально-деятельностной исследовательской парадигмы к совместно-деятельностной: процессы управления рассматриваются как система воздействия руководителя на исполнителей, но с такими обратными связями, которые представляют собой разнообразные формы воздействия на управленцев (Журавлев

Похожие материалы

Информация о работе