Дослідження електромагнітних пускачів для керування асинхронним двигуном з короткозамкненим ротором: Методичні вказівки до лабораторної роботи

Страницы работы

8 страниц (Word-файл)

Содержание работы

КАФЕДРА "ЕЛЕКТРИЧНІ МАШИНИ І АПАРАТИ"

Методичні ВКАЗІВКИ

до лабораторної роботи

"Дослідження електромагнітних пускачів для керування асинхронним  двигуном з короткозамкненим ротором"
з дисципліни
"Електромагнітна техніка"
(для студентів спеціальності 6.090803 „Електронні системи”)

Затверджено

на засіданні кафедри ЕМА

Протокол № 10 від 26.06.2006

Рекомендовано

на засіданні методичної ради ДГМІ

Протокол №   від

Алчевськ, 2006


УДК 621.316.5

Методичні вказівки до лабораторної роботи "Дослідження електромагнітних пускачів для керування асинхронним  двигуном з короткозамкненим ротором" з дисципліни "Електромагнітна техніка" (для бакалаврів напрямку 0908 – „Електроніка”) / Сост. О.В. Верхола. - Алчевськ: ДонДТУ, 2006. - 14 с.

Містить методичні вказівки до лабораторної роботи "Дослідження електромагнітних пускачів для керування асинхронним двигуном з короткозамкненим ротором".

Укладач:

О.В. Верхола, ст. викл.

Відповідальний за випуск

М.М. Заблодський, доц.

Відповідальний редактор

М.М. Заблодський, доц.


1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ

1.1.Изучить принцип действия и конструкцию магнитных пускателей.

1.2.Ознакомиться с разновидностями схем магнитных пускателей.

1.3.Получить практические навыки по сборке схем магнитных пускателей на лабораторном стенде.

2. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

При выполнении лабораторной работы необходимо знать следующее.

Магнитный пускатель - это комплектный аппарат, предназначенный для пуска, остановки и защиты короткозамкнутых асинхронных двигателей. В магнитный пускатель, помимо контактора, встроено тепловое реле для защиты двигателя от перегрузок и "потери фазы" (для защиты электродвигателя и сети от коротких замыканий необходимо устанавливать автоматические воздушные выключатели или предохранители), управляется пускатель кнопочным постом.

Различают пускатели нереверсивные и реверсивные.

Нереверсивный магнитный пускатель служит для включения электродвигателя, которому не требуется изменять направление вращения. Схема такого пускателя представлена на рис. 1. Схема содержит главные линейные контакты KM1.1, включенные в рассечку проводов, питающих двигатель. Для защиты электродвигателя от токов перегрузки применено тепловое реле КК, нагревательные элементы которого включаются в рассечки двух фаз, а контакты - последовательно в цепь управления. Катушка контактора KM1 подключается к сети через размыкающие контакты тепловых реле КК, размыкающие контакты кнопки "Стоп" SB1 и замыкающие контакты кнопки "Пуск" SВ2 .

Схема работает следующим образом. При нажатии кнопки SB2, напряжение на катушку контактора KM1 подается через размыкающие контакты кнопки SВ1 и размыкающие контакты теплового реле КК.

После притяжения якоря контактора замыкаются его главные контакты KM1.1, при этом происходит пуск двигателя. Блок-контакты KM1.2 замыкаясь, шунтируют кнопку SВ2, это дает возможность отпустить пусковую кнопку. Для отключения пускателя нажимается кнопка SB2, которая разрывает цепи катушки контактора KM1, и он отключается.

Рисунок 1 - Схема нереверсивного пускателя

Рисунок 2 - Схема реверсивного пускателя

При перегрузке двигателя срабатывает тепловое реле КК, которое разрывает цепь катушки контактора KM1, якорь его электромагнита отпадает, и размыкаются главные контакты КМ1.1. Двигатель останавливается.

Пуск электродвигателя, для которого по технологии требуется реверсирование, осуществляется с помощью реверсивного магнитного пускателя, схема которого представлена на рис. 2.

1, 3- подвижные части верхнего и нижнего пускателя; 2 - рычаг

Рисунок 3 - Механическая блокировка реверсивного пускателя

Схема содержит два контактора KM1 и КМ2. Главные контакты первого контактора KM1.1 подключают к двигателю питание с прямой последовательностью фаз, а второго (KM2.1) - меняют порядок следования фаз на обратный и осуществляют тем самым реверс двигателя М. Катушки контакторов KM1 и КМ2 включены в цепь управления через пусковые кнопки SB1 и SB2 соответственно и через стоповую кнопку SB3. Последовательно в цепь катушки контактора KM1 включены размыкающие контакты кнопки SB2 и блок-контакты КМ2.3 контактора КМ2 и также последовательно в цепь катушки контактора КМ2 включены размыкающие контакты кнопки SB1 и блок-контакты KM1.3 контактора KM1. Такое включение контактов называется электрической блокировкой и, служит для предотвращения одновременного включения обоих контакторов, так как при нажатии кнопки SB1 ее размыкающие контакты разрывают цепь катушки контактора КМ2 и его невозможно включить. Кроме того, если включен контактор KM1, то цепь контактора КМ2 будет разорвана блок-контактом KM1.3. Аналогично блокируется контактор KM1 при включении контактора КМ2. Кроме того, в реверсивных пускателях часто предусматривается механическая блокировка, которая препятствует перемещению якоря одного контактора при включенном другом. Такая предосторожность необходима для предотвращения короткого замыкания в силовой цепи при одновременном включении контактов KM1.1 и KM2.1 (см. рис. 3).

Для пуска двигателя необходимо нажать кнопку SB1 (или SB2). При этом замыкается цепь катушки контактора KMI, и ток протекает по контуру: фаза С, КМ2.3, KM1, замыкающий контакт кнопки SB1, размыкающий контакт кнопки SB2, кнопка SB3, контакт теплового реле КК, фаза А. Срабатывает контактор KM1, и замыкаются его силовые контакты KM1.1, блок-контакты KМl.2, и размыкаются блок-контакты KM1.3. Силовые контакты пускают в ход двигатель М, а блок-контакты KM1.2 шунтируют кнопку SВ1 и ее можно после этого отпустить. Для остановки двигателя необходимо нажать кнопку "Стоп" – SB3, она разрывает цепь катушки, и контактор отключается, останавливая двигатель.

Для реверсирования двигателя М необходимо нажать кнопку SВ2 . при этом включение контактора КМ2 происходит аналогично.

Схема позволяет осуществить реверс двигателя без промежуточного его останова. Если двигатель подключен к сети контактором KM1, то при нажатии кнопки SB2 ее размыкающие контакты разрывают цепь катушки контактора KM1, он размыкает свои силовые контакты KM1.1, размыкает блок-контакты KM1.3, замыкая при этом цепь катушки КМ2, происходит включение этого контактора и реверс двигателя.

При перегрузке или обрыве одной из фаз срабатывает тепловое реле КК и размыкает свои контакты в цепи управления, что равносильно нажатию кнопки "Стоп" SBЗ .

3 ПРОГРАММА РАБОТЫ

3.1.Ознакомиться с конструкцией и схемой нереверсивного магнитного пускателя.

3.2.Собрать схему нереверсивного пускателя для включения электродвигателя и произвести включение.

3.3.Собрать схему реверсивного магнитного пускателя и произвести пуск, остановку и реверс электродвигателя.

4. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ

4.1. При запуске асинхронного двигателя воспрещается прикасаться к элементам конструкции магнитного пускателя.

4.2.Запрещается оставлять стенд включенным без присмотра.

4.3.В случае неисправности или при возникновении аварийной ситуации выключить автомат QF и обратиться к ведущему занятие преподавателю.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Из каких элементов состоит магнитный пускатель?

2.Основные требования, предъявляемые к магнитным пускателям ?

3.Нарисовать схему и рассказать принцип действия нереверсивного магнитного пускателя.

4.Нарисовать схему и рассказать принцип действия реверсивного магнитного пускателя.

5.Объяснить назначение и принцип действия блокировок магнитного пускателя.

6. Как сработает реверсивный пускатель при одновременном нажатии кнопок SB1 и SB2.

7.При нажатии кнопки SB1 пускатель срабатывает, а при ее отпускании отключается. Где искать поломку?

8.Где и для чего применяются нереверсивные и реверсивные магнитные пускатели.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Чунихин А.А. Электрические аппараты: Общий курс. Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Энергоатомиздат, 1988. – 720 с.

2. Родштейн Л.А. Электрические аппараты. Л.: Энергоиздат, 1981. 304 с.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
94 Kb
Скачали:
0