главной единице социально-психологического исследования (В. Меде, Ф. Олпорт).
3. Предмет современной социальной психологии. Структура социальной психологии Задачи социальной психологии (в области теории, в социальной практике и в сфере образования).
СΨ возникла на стыке двух наук – социологии и психологии, поэтому обе родительские науки готовы включить ее в свой состав.
Дискуссия о границах СΨ:
интрадисциплинарный подход:
· СΨ – часть психологии
· СΨ – часть социологии интердисциплинарный подход:
· СΨ существует на границе между социологией и психологией
Предмет СΨ– психологические особенности людей, связанные с их включенностью в определенные социальные группы, а также характеристики таких групп.
Задачи СΨ: фиксация признаков и различий отдельных групп, изучение отражения этих признаков в сознании людей.
Весь комплекс проблем, изучаемых социальной психологией, представлен и сфере образования: и общение, и функционирование коллектива, и межгрупповые отношения, и вопросы социализации, и вопросы педагогического взаимодействия. Не случайно поэтому в условиях преобразования образовательной сферы, связанных с изменениями в обществе. именно в этой сфере прикладные исследования и практическая работа по социальной психологии приобрели соответствующее место и права.
Среди множества проблем и задач, которые приходится решать психологии в образовательных учреждения, четко вырисовывается и блок социально-психологические проблем.
В качестве основных направлений деятельности психологов в системе образования выделяются:
· психологическое просвещение;
· психологическая профилактика;
· психологическое консультирование;
· психодиагностика;
· психокоррекция.
В области психологического просвещения субъектов педагогического процесса социальная психология концентрирует свое внимание на проблемах общения, восприятия людьми друг друга, на проблемах подростковых, юношеских, внутрисемейных и других конфликтов, на специфике социализации детей разного пола, возраста и других факторов.
В области профилактики акцент на социально-психологические проблемы призван выявить такие причины неблагополучного поведения, которые коренятся в условиях семейного окружения, групп сверстников или возникают вследствие затруднений учащегося в общении со сверстниками.
При консультационной работе социальная психология призвана содействовать в решение проблем двух типов: проблем образовательного учреждения как социальной организации; и проблем индивидуальной консультативной помощи отдельному лицу (педагогу, учащемуся, родителю).
Использование диагностических социально-психологических методов для решения задач образовательной сфере позволяет получить необходимую информацию о самых различных объектах: характере межличностных отношений в классе, уровне социализации учащихся, уровне развития класса, о социально-психологических особенностях личности ученика, учителя, о стилях деятельности и мн. др.
Психокоррекция связана с ситуациями, когда при помощи методов социально-психологического воздействия (тренингов, бесед, ролевых игр и др.) оказывается влияние на улучшение тех или иных аспектов межличностного взаимодействия, психологического климата, личностного развития и др.
Таким образом, социальная психология обладает достаточным арсеналом
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.