КАФЕДРА
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И АППАРАТЫ
Методические указания к лабораторной работе
«Двигатель постоянного тока параллельного возбуждения»
(П6)
по курсу « Электрические машины »
(для студентов электротехнических специальностей)
Алчевск, 2006
Методические указания к лабораторной работе «Двигатель постоянного тока параллельного возбуждения» по курсу «Электрические машины» (для студентов электротехнических специальностей) /Сост.: Л.Н.Комаревцева, И.А. Цодик, А.П. Овчар, Т.П. Заблодская. – Алчевск: ДонГТУ, 2006. – 22 с.
Приведена программа испытаний двигателя постоянного тока параллельного возбуждения, методические указания к проведению опытов и обработке їх результатов, построению характеристик двигателя по экспериментальным данным, приведены вопросы для самоподготовки к отработке и защите лабораторной работы, требования охраны труда при проведении экспериментальных исследований, дана программа подготовки к отработке и защите лабораторной работы.
Составители: Л.Н. Комаревцева, доц.,
И.А. Цодик, доц.,
А.П. Овчар, доц.,
Т.П. Заблодская, ст. препод.
Отв. за выпуск Н.Н. Заблодский, доц.
Ответственный редактор Л.Н. Комаревцева, доц.
УДК 621.313
Методичні вказівки до лабораторної роботи «Двигуни постійного струму паралельного збудження» по курсу «Електричні машини» (для студентів електротехнічних спеціальностей) /Укл.: Л.М.Комаревцева, І.А. Цодік, О.П. Овчар, и Т.П. Заблодська. – Алчевськ: ДонДТУ, 2006. – 22 с.
Приведено програму випробувань двигунів постійного струму паралельного збудження, методичні вказівки до проведення опитів і обробки їх результатів, побудові характеристик двигуна за експериментальними даними, приведені питання для самопідготовки до відробітку і захисту лабораторної роботи, вимоги охорони праці при проведенні експериментальних досліджень, дана програма підготовки до відпрацювання і захисту лабораторної роботи
Укладачі: Л.М. Комаревцева, доц.,
І.А. Цодік, доц.,
О.П. Овчар, доц.,
Т.П. Заблодська, ст. викладач
Відповідальний за випуск М.М. Заблодський, доц.
Відповідальний редактор Л.М. Комаревцева, доц.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА П-6
ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ
Цель работы – изучить методы экспериментальных исследований двигателей постоянного тока с параллельным возбуждением, экспериментально исследовать его рабочие характеристики, изучить некоторые способы регулирования частоты вращения.
В результате проделанной работы студент должен
знать:
- устройство и принцип действия двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением;
- назначение, область применения, основные явления, протекающие в двигателе под нагрузкой;
- проблемы и способы пуска двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением;
- методы регулирования частоты вращения якоря;
- мероприятия по технике безопасности, которые обеспечивают безопасную работу с электрооборудованием;
уметь:
- проводить экспериментальные исследования двигателя постоянного тока параллельного возбуждения путем снятия его основных характеристик;
- проводить анализ явлений в двигателе, давать оценку методов пуска, методов регулирования частоты вращения двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением, применять безопасные приемы работы с электрооборудованием.
1.1 Ознакомиться с лабораторным стендом, особенностями и возможностями его электрической схемы. Записать паспортные данные исследуемого двигателя и нагрузочного генератора, а также величину активного сопротивления цепи обмотки якоря ra.
1.2 Собрать схему согласно рисунку B.1 и В2 (стол №1) или рисунку В.3 и В4 (стол №2) Приложения В.
1.3 Провести экспериментальные исследования
1.3.1 Снять рабочие характеристики двигателя
 
     
при   ,
,  
1.3.2 Исследовать регулировочные свойства двигателя
1.3.2.1 Снять регулировочную характеристику

при   
 
1.3.2.2 Снять скоростные характеристики при различной величине магнитного потока обмотки возбуждения
 при
 при 
для    
1.3.2.3 Снять скоростные реостатные характеристики
 при
 при   ,
, 
для  
Перед началом работы ознакомьтесь с правилами безопасности при проведении лабораторных работ, приведенных в данных методических указаниях (раздел 9).
Как известно, частота вращения якоря определяется следующей зависимостью
                                                  
                                        
Магнитный поток Ф определяется величиной тока возбуждения, и при токе возбуждения равным нулю, равен остаточному магнитному потоку, который составляет (0,01 ÷ 0,03) Фн, при этом частота вращения якоря будет достигать недопустимых значений.
Поэтому процесс пуска двигателя следует начинать с подачи напряжения на обмотку возбуждения. Далее следует установить величину тока возбуждения максимальной с помощью реостата RR2 – стол №1 или RP1 – стол №2.
Как известно, ток якоря двигателя определяется следующей зависимостью
                                                   
                                         
где U –напряжение обмотки якоря;
  - противоЭДС обмотки якоря;
- противоЭДС обмотки якоря;
 – магнитный поток машины;
– магнитный поток машины;
 - сопротивление цепи обмотки якоря;
 - сопротивление цепи обмотки якоря;
 - частота вращения двигателя.
 - частота вращения двигателя.
В современных
двигателях постоянного тока параллельного возбуждения нормального исполнения
величина противоЭДС в номинальном режиме (при   ) составляет (0,9÷0,95)Uн.
) составляет (0,9÷0,95)Uн. 
При прямом пуске двигателя в начальный момент времени, когда частота вращения якоря еще равна нулю, двигатель из сети потребляет большой пусковой ток, равный
                                                       
                                            
При прямом пуске 
где  - сопротивление обмотки якоря;
 - сопротивление обмотки якоря;
       - сопротивление щеточного контакта.
 - сопротивление щеточного контакта.
Большие токи могут вывести двигатель из строя, поэтому непосредственное включение в сеть двигателя постоянного тока последовательного возбуждения мощностью Р2 ≥ 500 Вт недопустимо.
Из (1.2) следует, что ограничить величину пускового тока можно:
- путем уменьшения питающего якорь напряжения U;
- путем
увеличения сопротивления цепи обмотки якоря   .
.
Лабораторные стенды позволяют увеличивать сопротивление в цепи обмотки якоря.
Поэтому для осуществления пуска возбужденного двигателя постоянного тока перед подачей напряжения на обмотку якоря необходимо ввести добавочное сопротивление в цепь обмотки якоря (RR3 – стол №1 и R1 – стол №2). По окончании процесса пуска эти сопротивления необходимо вывести.
Изменить направление вращения двигателя можно двумя путями:
- изменить направление тока в обмотке якоря;
- изменить направление тока в обмотке возбуждения.
Лабораторный стенд позволяет изменить направление тока в обмотке возбуждения с помощью переключателя SA2 – стол №1 и стол 2.
 
     
при   ,
,  
Как известно, установившийся режим работы двигателя характеризуется равенством
                                                    ,
,                                          
Полезная мощность на валу двигателя будет равна
                                                   , Вт
, Вт                                         
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.