Теория организации и организационного поведения.
Лекции.
Теория организации и организационного поведения.................................................. 3
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................................................ 3
Глава I. Основные черты и свойства организации........................................................... 5
Организация как система. Внутренняя и внешняя среда организации................................................. 6
Жизненный цикл организации.......................................................................................................................... 7
Промышленная организация как открытая система.................................................................................. 8
Глава 2: Основы системного подхода (теории систем)............................................... 8
Предпосылки, история возникновения системного подхода................................................................... 8
Основные понятия теории систем................................................................................................................. 10
Некоторые примеры описания структур систем......................................................................................... 12
Состояние системы и её поведение (функционирование)...................................................................... 13
Фрагмент дерева целей развития системы (предприятия, фирмы)......................................................... 13
Системосоздающие и системоразрушающие факторы............................................................................ 14
Стратифицированное описание системы.................................................................................................... 15
Рассмотрение проблемы как системы.......................................................................................................... 16
Последовательность этапов проведения систем анализа..................................................................... 17
Принципиальная последовательность этапов и работ по системному анализу.............................. 17
Этапы и работы системного анализа............................................................................................................ 17
Глава 3. Эволюция взглядов на сущность и структуру организации. (в историческом аспекте)......................................................................................................................... 20
Научное управление.......................................................................................................................................... 20
Функциональное руководство группой по Тейлору.................................................................................. 21
Теория организаций по Г.Файолю и др.......................................................................................................... 21
Структурные принципы..................................................................................................................................... 22
Бюрократическая теория организации......................................................................................................... 22
Факторы эффективности организации......................................................................................................... 23
Сопоставление характеристик организаций.............................................................................................. 23
Теория организационного потенциала........................................................................................................ 24
Теория институтов и институциональных изменений............................................................................. 25
Общие основы управления организацией. Механизм управления....................................................... 25
Иерархическая мобель объекта управления............................................................................................... 26
Механизм управления организацией (предприятием, фирмой).......................... 27
Принципы управления....................................................................................................................................... 27
Функции управления......................................................................................................................................... 28
Методы управления организацией................................................................................................................ 29
Организационные структуры управления предприятием...................................... 30
Принципы построения и виды структур систем управления (СУ).......................................................... 30
Типы элементарных (базовых) оргструктур................................................................................................ 31
Основные предпосылки организационного поведения.......................................... 31
08.02.99
Литература:
1. Мескон А., Альберт М. “Основы менеджмента”
2. Николаев В.И., Брук В.М. “Системотехника. Методы и приложения”, Л. 1995
3. Виханский О.С., Наумов А.И. “Менеджмент”
4. Мильнер Б.З. “Теория организации”, М. 1995
5. Е.Г, Молл “Менеджмент: организационное поведение”, М. 1998.
Краткое содержание курса:
1. Понятие и сущность организации и организационного поведения.
2. Теория организации как составная часть теории систем.
3. Структура организации.
4. Механизмы функционирования организации: координация, принятие решений, коммуникации и др.
5. Виды организаций в рыночной экономике; взаимодействие государства и предприятия (фирмы).
6. Перспективные формы организаций
7. Организационное проектирование
8. Внутрифирменная среда организационного поведения а) человек в организационной среде б) предмет организационного поведения в) должностная модель поведения г) сотрудничество в управлении организацией д) групповое поведение работников е) поведение в межгрупповой координации
9. Социальная природа организационного поведения а) рыночная ориентация персонала б) индикаторы поведенческой активности
10. Управленческие основы организационного поведения а) управленческий цикл руководителя б) ресурсы организационного поведения.
Термин «организация» может употребляться в трех разных смыслах:
1. Предприятие, учреждение, фирма.
2. Некоторая упорядоченная последовательность работ, заданная в пространстве и во времени (организация работ).
3. Внутренняя упорядоченная структура предприятия со всем многообразием связей и подразделений (отделов, цехов, лабораторий и т.д.).
Организация – сложный организм, в котором переплетаются:
- интерес личности и групп;
- стимулы и из ограничения;
- безусловная дисциплина и свободное творчество;
- нормативные требования и неформальная инициатива.
У каждой организации есть свой облик, культура, традиции и, наконец, репутация (имидж).
Организация рождается, функционирует и когда-то умирают, когда она неспособна выполнять предписанные ей функции.
Не поняв сущности организации, закономерность их функционирования, невозможно управлять ими.
Переход России от административно-командной системы (времен СССР) к рыночной системе предъявляет к организациям совершенно новые требования, так как теперь приходится функционировать в более сложной инфраструктуре рынка.
В условиях командно-административной системы существовала жесткая формализация (регламентация) внутренних и внешних отношений соподчиненности, несвободы всех нижестоящих звеньев системы.
Все это порождало консерватизм мышления и организационную скованность, что затрудняло восприятие нововведений инноваций. Кроме того в условиях СССР банковские, страховые и другие системы существовали в усеченном виде.
Понятие финансов, денег, кредита существовали, но чисто номинально.
Организация как объект управления представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов (свойства организационной сложности, и особое взаимодействие с внешней средой (внешним окружением)).
Подходя к организации как к сложной системе, можно применить при ее исследовании основные разделы системного анализа:
- ценностный анализ (то есть ценностная ориентация организации, ее цели и критерии).
- морфологический анализ (то есть составление элементов и связи между элементами).
- Функциональный анализ (то есть изучение функций элементов и подсистем организации).
- Процессуальный анализ (то есть изучение организации с позиций происходящих в них процессов, речь идет о процессах функционирования и развития).
При этом не следует забывать, что в центр изучения организации всегда поставлен человек, группа, коллектив, система отношений между ними, их компетентность, способности, мотивации к труду и достижению поставленных целей организации.
2. Организация поведения как научная дисциплина предполагает рассмотрение следующих вопросов:
- изучение людей, группы людей в организации;
- их поведение;
- общение людей.
С целью понять, предсказать и усовершенствовать
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.