Художественно-графическое оформление проектов, страница 3

Окружающие постройки, пейзаж, деревья должны изображаться обобщенно, полуусловно и лишь оттенять проектируемое здание, быть для него вспомогательным фоном. Изображения деревьев, фигуры человека и других объектов наносятся стилизованными, почти знаковыми по характеру рисунками. Тем не менее, такие изображения должны верно отражать конкретные предметы (человека, автомобиль, дерево) и служить для определения масштаба проектируемого сооружения, а также в определенной степени показывать его назначение.

На рис. 2.1 представлены некоторые стилизованные изображения деревьев и пейзажей, которые выполняются при графическом оформ­лении проектов. Такие полусловные изображения растений создают общее представление об окружающем пейзаже проектируемой за­стройки и в то же время по своей манере исполнения не отвлекают внимание от содержания проекта.

Также наносятся обобщенные изображения фигуры человека, строений, автомобилей и т. п. В мелком изображении, например в масштабе 1:100, фигура взрослого человека изображается приблизительно в пределах 18 мм и поэтому выполняется только силуэтно с сохранением общих пропорций. При изображении автомобилей и других предметов также соблюдается масштабность.

Рис. 2.1

2.2. Одноцветное (монохромное) оформление перспективы

и фасада зданий

Для выполнения одноцветной окраски зданий чаще применяются коричневый, синий или голубой цвета, а также различные оттенки серого (серо-голубой, серо-коричневый), применение чисто серого цвета нежелательно. Работу рекомендуется выполнять в такой последовательности.

1. На лист наносят контуры изображаемого строения, контуры теней и элементы антуража.

Чтобы изображаемые объекты в процессе окраски не потеряли свои контуры, их можно обвести бледным в тон карандаша раствором туши.

После этого бумагу тщательно очищают от следов карандаша. Окончательно очистить всю поверхность чертежа рекомендуется крошками черствого белого хлеба.

2. Перед началом отмывки всю поверхность чертежа следует смочить водой.

Отмывку начинают с прокладки теней, и окраски оконных проемов, потому что они при дневном свете всегда темнее поверхностей освещенных стен. Исключение составляют те участки поверхности остекления, которые отражают свет солнца (блик) и неба (в затененной части здания), где оконные проемы выглядят светлее стены.

Чтобы выделить на чертеже главный объект изображения, следует покрыть поверхность являющуюся фоном (небо, элементы пейзажа, землю) легким цветовым тоном, если фон темнее здания.

3. Главный этап работы – решение основных тональных отношений.

Выполняя отмывку здания нужно помнить основные законы воздушной перспективы:

освещенные поверхности – чем ближе к наблюдателю, тем светлее;

затененные поверхности ближе к наблюдателю кажутся темнее, дальше от наблюдателя – светлее;

падающая тень темнее собственной;

на поверхностях многогранников всегда заметно явление пограничного контраста – усиление тени затемненной грани, и усиление света более освещенной грани у их общего ребра;

удаленные предметы (или части предмета) воспринимаются менее четко и менее ярко.

4. На завершающей стадии отмывки уточняют тональные отношения, окончательно отделывают все детали. Для выявления тонких деталей, идущих по темному и светлому фону (тонких профилей, решеток, переплетов окон и других контуров) их вычерчивают рейсфедером или пером, применяя тушь или гуашь. Чтобы придать всему изображению реальность и завершенность, более детально прорисовываются некоторые элементы антуража на переднем плане, а для передачи масштабности объекта (для зрительного сравнения) изображаются фигуры людей, автомобили и другие предметы.

Отмывку фона выполняют так, чтобы он не казался резко контрастным. Фон должен быть «мягким», он должен подчеркивать глубину пространства, не затенять, а выявлять объект изображения.

2.3. Особенности многоцветной (полихромией) графики

и некоторые приемы ее выполнения

В ряде случаев монохромная графика не может полностью раскрыть замысел проектировщика, и тогда прибегают к так называемой полихромной (многоцветной) графике. Следует помнить, что такая окраска более сложна и требует определенного опыта и навыка в работе.

Солнечные лучи, проходящие через оптическую призму, разлагаются на спектр – семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Собранные вместе с помощью оптической линзы основные цвета спектра дают белый цвет.

Все цвета делятся на теплые – красный, оранжевый, желтый и холодные – зеленый, синий, фиолетовый. Теплые цвета создают впечатление теплоты, приближения, возбуждения; холодные цвета – ощущение холода, удаления, успокоения. Влиянием цвета на формирование среды занимаются художники, психологи, гигиенисты и другие специалисты.

Одним из важных средств архитектурно-художественной композиции зданий, сооружений, комплексов и ансамблей является цвет.

В архитектурной графике цвет применяется для выявления цветовых качеств сооружения, цвета строительных материалов, покраски здания, гармонической связи с окружающей средой.

Чтобы передать окраску предмета, надо учитывать не только световые отношения, но и цветовую характеристику изображаемых предметов и зависимость ее от окружающих условий.

На цветовые ощущения, получаемые от предметов, влияет много факторов: локальный цвет меняется в зависимости от угла освещения предмета, удаления предмета от наблюдателя (чем толще слой воздуха, тем сильнее рассеиваются лучи), от силы света. При удалении от наблюдателя белые предметы приобретают желтый оттенок, а темные – голубоватый. Зеленый лес на горизонте становится синим.

Для выполнения многоцветной окраски применяют акварель, гуашь, темперу и другие материалы. Широко используются отмывка, работа сухой кистью, сплошная заливка прозрачными и непрозрачными красками, точечная тушевка, штриховка, набрызг при помощи аэрографа, торцевание по трафарету и шаблону, имитация, аппликация и другие способы, а также различные сочетания перечисленных методов.


3. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

3.1.  Анисимов Н.Н. Основы рисования: учеб. пособие для вузов. – М.: Сройиздат, 1974,

3.2.  Будасов Б.В. Строительное черчение: учеб. для строит. спец. вузов / Б.В. Будасов. В.П. Каминский. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Стройиздат, 1990.

3.3.  Короев Ю.И. Строительное черчение и рисование. – М.: Высш. шк. 1983.

3.4. Русскевич Н.Л. Справочник по инженерно-строительному черчению / Н.Л. Русскевич, Д.И. Ткач, М.Н. Ткач. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киев: Будiвельник, 1987.

3.5.   Зайцев К.Г. Современная архитектурная графика. – М.: Стройиздат, 1970.


Составители

Геннадий Анатольевич Баздеров

Людмила Евгеньевна Бахтина

ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ

Методические указания по курсу «Начертательная геометрия.

Инженерная графика» для студентов специальности 290300

«Промышленное и гражданское строительство»

Печатается в авторской редакции

Подписано в печать 22.11.2004. Формат 60×84/16.

Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Уч.-изд. л. 0,8.

Тираж 106 экз. Заказ

ГУ КузГТУ. 650026, Кемерово, ул. Весенняя, 28.

Типография ГУ КузГТУ. 650099, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4А.