Художественно-графическое оформление проектов, страница 2

Упражнение 2. Ступенчатый переход от светлого тона к темному.

Делят прямоугольник на части (не менее четырех) одинаковой ширины. Вначале покрывают весь прямоугольник одним слоем красящего раствора. После подсыхания покрывают раствором вторую, третью и четвертую части, затем только третью и четвертую и, наконец, только четвертую.

Упражнение 3. Плавный переход от светлого тона к темному и от темного тона к светлому.

Окрашивают один прямоугольник с плавным переходом от светлого тона к темному, а другой – с переходом от темного тона к светлому. Упражнение выполняется путем размывки. В первом случае отмывку начинают очень бледным раствором, а затем сгущают раствор путем добавления в раствор краски. Во втором – начинают с темного тона, постепенно добавляя в красящий раствор воду, чтобы осветлить его. Для получения мягких переходов, следует размыть возможные границы тонов, отмыв весь прямоугольник, в заключение окраски, чистой водой. Чтобы переход тонов был плавным, размывку можно повторить несколько раз.

Упражнение 4. Ступенчатая отмывка цилиндрической поверхности.

Примем прямоугольник за проекцию цилиндра. На основании прямоугольника (основании цилиндра) строим полуокружность и делим ее на девять равных частей. Точки деления переносим на основание цилиндра и из них проводим вертикальные линии, делящие поверхность цилиндра на зоны с различной интенсивностью освещенности. Техника отмывки аналогична приведенной в упражнении 2. Цифрами на чертеже отмечено, сколько раз каждая зона должна быть покрыта красящим раствором.

При выполнении отмывки возможны следующие ошибки:

-  При отмывке плоскости краска ложится неровно с полосами и пятнами – это возможно, если круто поставлен подрамник; если бумага слишком сухая и не была смочена; если бумага лежит горизонтально, тогда раствор растекается.

-  Краска растекается по бумаге, а па окрашенной поверхности образуются темные пятна – при нанесении карандашом контура рисунка много пользовались резинкой или, что еще хуже, скребли бумагу ножом или лезвием.

-  Краска не ложится на бумагу, а собирается в капли либо остаются неокрашенные пятна – перед отмывкой лист не был обезжирен и смочен водой.

-  При отмывке на поверхность бумаги выпадают крупинки краски и другие включения – раствору не дали отстояться, не профильтровали его.

-  При многократной окраске появляются пятна и затеки – не следует нажимать на кисть, а работать только кончиком кисти без нажима; не проводить повторной окраски по свежеокрашенной поверхности до ее частичного подсыхания.

1.2. Тонирование сухой кистью

Для получения плавного перехода тонов часто используют способ сухой кисти. Готовится красящий раствор, как для отмывки, но на кисть набирают столько раствора, чтобы его хватило только на один мазок. Накладывают мазки рядом так, чтобы они не соприкасались и не сливались. Кисть как бы повторяет карандашную штриховку. Мелкими штрихами можно быстро покрыть поверхность, Мазки быстро высыхают и, почти сразу, по этому месту можно снова наносить следующий слой. Следующий слой мазков прокладывают по белым незакрашенным промежуткам. Это выравнивает поверхность окраски, производится как бы ретушь.

Чем меньше размер мазка, тем лучше качество покраски. Для работы следует выбирать небольшие кисти с тощим концом, удобны колонковые и беличьи № 1–4.

Метод сухой кисти дает возможность проработать тонкие детали, тени и складки более эффектно, нежели отмывкой. Работать лучше не по чистой бумаге, а по слегка затонированной. Поэтому предпочтительна смешанная техника, сочетающая отмывку с работой сухой кистью.

Чтобы не затереть изображение ладонью или рукавом и не засалить бумагу, следует применять подкладную линейку, представляющую собой планку шириной 5 см на подкладных брусочках. Опираясь кистью руки на тонкую планку, концы которой в свою очередь опираются на поле листа, можно сохранить чистоту и свежесть штриховки.

13. Сплошная заливка непрозрачными красками

Для сплошной заливки непрозрачными красками применяют гуашь или темперу. Темпера бывает поливинилацетатной и масляно-казеиновой. При работе нужно пользоваться темперными красками одного состав, смешивать их нельзя.

Краски перед употреблением разбавляют водой до консистенции жидкой сметаны и тщательно перемешивают деревянной палочкой или короткой жесткой кистью.

Гуашь и темперу наносят на бумагу кистями или куском губки. Кисти выбирают жесткие: колонковые, щетинные. Губки лучше использовать природные (греческие), но можно пользоваться и поролоновыми. Кусочки губки следует завернуть в бумажные трубочки, и таким тампоном наносить краску. Темперные краски лучше наносить кисть, а гуашь – тампоном.

При работе подрамник должен находиться в горизонтальном положении. Контур окрашиваемой поверхности ограничивают полосками бумаги (маска), которые следует плотно прижать к планшету, например, массивными металлическими линейками. Краску наносят так, чтобы она не затекала под маску, подтекшая краска образует грязную рваную линию, которую трудно удалить.

1.4. Имитация и аппликация

Имитацией называется подражение, подделка заколерованной поверхности под определенную фактуру: дерево, мрамор, гранит, бетон, ткань и т. д. Имитация в проекте не точно копировать, а лишь передавать основной характер поверхности.

В проектах имитация часто применяется совместно с аппликацией – вклейкой частей поверхности бумагой другого цвета.

Для вклейки используется заранее приготовленная, имитированная под различную фактуру бумага. Для имитирования лучше брать прочную тонкую бумагу. Можно использовать обратную сторону миллиметровой бумаги, она достаточно прочна, тонка и хорошо принимает краску. Если для наклейки брать чертежную бумагу, то будет видна ее толщина, кроме того, толстая бумага хуже клеится.

Из имитированной бумаги вырезают участки нужной формы. Прямолинейные полосы вырезают с помощью бритвы, остро отточенного ножа или скальпеля по стальной линейке. Кривые формы режут ножницами или острым скальпелем. Дня наклеивания лучше использовать резиновый клей или мучной клейстер.

2. ПРИЕМЫ ГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Графическое оформление архитектурно-строительных чертежей имеет свою специфику. Оно должно во многом отражать эстетическую значимость возводимого здания, подчеркивать сущность и достоинство архитектурно-конструктивных решений, отражать применение современных строительных материалов и конструкций, а там, где это необходимо, также и цвет.

Вместе с тем, конечная цель архитектурно-строительной графики – изображение конкретного объекта строительства. И в этой связи графическое оформление архитектурно-строительных чертежей не должно стать самоцелью, не должно заслонять качество и главное содержание проекта.

2.1. Нанесение антуража

Кроме объекта строительства на проектах, при изображении фасадов и перспектив зданий, наносится антураж (окружающий пейзаж, застройка, с изображением фигур людей, автомобилей и т. п.).