Выше мы говорили только об арифметических способах решения текстовых задач. Решение задач алгебраически существенно отличается от их решения арифметическими путями. Если при арифметическом решении решающего — последовательно найти с помощью выполнения арифметических действий над данными значениями величин несколько неизвестных значений, пока не будет найдено значение искомого, то при алгебраическом решении эти цели другие.
Целью решающего задачу алгебраически является запись текста задачи в виде уравнения, решение этого уравнения, а затем определение искомого.
Процесс анализа и разбора задачи, форма записи при алгебраическом способе решения задачи отличаются от соответствующих этапов работы над задачей при арифметических способах решения. Так как по одной и той же задаче обычно можно составить не одно, а несколько различных уравнений, то можно говорить о существовании различных алгебраических способов решения одной и той же задачи. Различные способы решения могут отличаться выбором неизвестного, которое обозначается буквой или же (при одном и том же выборе неизвестного) уравнениями, составленными по задаче. В I—III классах решаются путем составления уравнения только несложные задачи, при решении которых буквой х (у и т. п.) удобнее всего обозначать искомое. Поэтому два алгебраических решения одной и той же задачи в начальной школе могут отличаться лишь уравнениями. Форма же записи при любом алгебраическом способе остается постоянной.
Решение задачи с помощью уравнения осуществляется решающим в несколько этапов. Покажем эти этапы на примере решения задачи № 32, с. 100 из учебника математики для II класса: “Хозяйка израсходовала на посуду 7 руб. За 3 руб. она купила кастрюлю, а на остальные деньги два одинаковых ведра. Сколько стоит одно ведро?”
Вначале уславливаются обозначить искомое той или иной буквой (х, у, а, b), и вопрос задачи преобразуется в повествовательное предложение. Текст задачи полезно переформулировать так:
“Хозяйка израсходовала на посуду 7 руб. За 3 руб. она купила кастрюлю, а на остальные деньги два одинаковых ведра. Одно ведро стоит х руб.”На следующем этапе по этому тексту составляется уравнение. Для этого нужно составить два различных выражения для одного
и того же значения одной величины или для равных значений различных величин.
В приведенной нами задаче это может быть достигнуто по крайней мере двумя путями, которые мы опишем в виде рассуждения решающего.
1. Пусть 1 ведро стоит х руб. Тогда 2 ведра будут стоить (х · 2) руб. Так как эти 2 ведра куплены на оставшиеся у хозяйки после покупки кастрюли деньги, то, следовательно, эти 2 ведра стоят (7 — 3) руб. Оба выражения (х · 2) и (7 — 3) обозначают одно и то же количество денег, поэтому между ними можно поставить знак равенства Получим уравнение: х · 2 = 7 - 3, в котором х обозначает цену ведра.
2. На покупку кастрюли и двух ведер хозяйка израсходовала 7 руб, Пусть 1 ведро стоит х руб. Тогда 2 ведра будут стоить (х · 2) руб. Так как за кастрюлю хозяйка уплатила 3 руб., то вся покупка будет стоить (3+х · 2) руб. Число 7 и выражение (3 + х · 2) обозначают стоимость всей покупки; следовательно, между ними можно поставить знак равенства. Получим уравнение: 3+х·2=7, в котором х обозначает цену ведра.
На третьем этапе решающий отвлекается от содержания задачи и решает составленное по ней уравнение.
Следующим шагом является перевод найденного решения уравнения на язык текста задачи и формулировка ответа на вопрос задачи Этот перевод происходит в процессе таких рассуждений решающего: “Так как мы условились, что 1 ведро стоит х руб., а из уравнения нашли, что х=2, то, значит, ведро стоит 2 руб. Ответ на вопрос задачи будет таким: одно ведро стоит 2 руб.”
В целом решение приведенной задачи (№ 32, с 100) может быть записано в следующем виде:
“Пусть одно ведро стоит х руб,". Тогда (х·2) руб. — стоимость двух ведер; (7 — 3) руб.— стоимость двух ведер.
х·2 = 7— 3
х ·2 = 4
х=2
2· 2 = 7—3
4=4
Ответ: одно ведро стоит 2 руб.
Пусть одно ведро стоит х руб. Тогда (х·2) руб.— стоимость двух ведер; (3+х·2) руб.— стоимость всей покупки; 7 руб.— стоимость всей покупки.
3+х·2=7
х·2=7—3
х·2=4
х=2
3+2·2 = 7
7 = 7
Ответ: одно ведро стоит 2 руб.”
При записи решения задачи с помощью уравнения обычно записывают только уравнение, его решение и ответ. А очень важная часть решения задачи — рассуждения, приводящие к составлению уравнения,— остается незафиксированной в тетрадях учащихся. На наш взгляд, это упущение приводит к формальному овладению алгебраическим способом решения задач. Мы считаем целесообразным (может быть, и не всегда, но достаточно часто) записывать кратко рассуждения, приводящие к составлению уравнения, как это показано выше.
Ответ при решении задач с помощью уравнений лучше записывать полным предложением. Это помогает осознать учащимся решение уравнения как решение задачи.
После формулировки ответа полезно сделать прикидку полученного ответа в соответствии с условием задачи.
Каждая форма записи решения задачи и каждый новый способ решения позволяют взглянуть на задачу по-иному, яснее осознать процесс решения, глубже понять связи и отношения между данными, между данными и искомым. А это помогает полнее реализовать как дидактические, так и воспитывающие и развивающие функции текстовых задач. Поэтому в соответствии с конкретными целями урока и в соответствии с целями использования текстовых задач на уроке математики следует умело применять как различные способы решения задач, так и различные формы записи решения задач в тетрадях учащихся.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.